Звуки, что раздвигают горизонты: OpensoundQuartet и бурятская премьера «Эха пяти желаний» переписали правила камерной музыки

Вчерашний вечер стал настоящим событием-откровением, когда OpensoundQuartet, специальный проект OpensoundOrchestra, распахнул двери в новые звуковые миры. В рамках программы Союза композиторов России «Ноты и квоты», при поддержке Министерства культуры РФ, впервые прозвучало произведение нашего бурятского композитора Анастасии Дружининой «Эхо пяти желаний».
Публика собралась вместе с четырьмя мастерами погрузиться в сложную и многогранную музыку XXI века. Станислав Малышев (скрипка), Инна Зильберман (скрипка), Ирина Сопова (альт) и Ольга Калинова (виолончель) – не просто исполнители, а проводники, чья сыгранность и взаимопонимание позволили каждому сочинению пронзительно зазвучать.
Программа вечера была выстроена как путешествие: от «Пурпурных облаков» Юрия Каспарова, через «Квартет» Игоря Жоховского и «Страну городов» Сергея Зятькова, до «Пяти песен на Рождество» Настасьи Хрущевой и сюиты «Люди» Эльмира Низамова. Каждое произведение открывало новую грань современного мышления. А «Три русские песни» Владимира Кобекина напомнили о корнях, показав, как традиции переплетаются с авангардом.
Но, пожалуй, кульминацией, заставившей зал затаить дыхание, стала мировая премьера бурятского композитора Анастасии Дружининой – «Эхо пяти желаний» для струнного квартета и электроники, созданная специально для этого проекта. Это было больше, чем музыкальное произведение – это была звуковая медитация, диалог с древней мудростью.
Концепция Дружининой, вдохновленная словами Хамбо ламы Итигэлова о «знании 5 желаний» и «запредельной мудрости». Число "пять" не случайно: оно стало каркасом, на котором выстраивалась вся архитектура звука. Струны квартета, переплетаясь с деликатной электроникой, передавали символизм пяти обетов, пяти чувств, пяти этических принципов и пяти первоэлементов. Слушатели чувствовали, как музыка разворачивает перед ними невидимую ступу – архетипический символ Вселенной, где геометрические формы (куб, шар, конус, полусфера, пламя) обретали свои звуковые эквиваленты. Это была не просто мелодия, а почти осязаемое погружение в буддийскую философию, где гармония и хаос, покой и движение переплетались в едином потоке.
Когда последний звук «Эха пяти желаний» растаял в воздухе, а затем и финальные «Заповеди блаженств» Владимира Мартынова отзвучали, зал взорвался аплодисментами. Люди выходили из филармонии не просто с восторгом, а с ощущением, что их сознание расширилось, что они прикоснулись к чему-то по-настоящему новому и глубокому.
Вот что говорили слушатели, выходя из зала:
«Это был настоящий шок! В хорошем смысле. Я никогда не думал, что струнный квартет может звучать так... космически. А Дружинина – это просто откровение! Будто на меня сошло какое-то озарение»
«Музыка Каспарова из 2025 года – это мощно. Но когда прозвучало "Эхо пяти желаний", я почувствовала, что меня обволакивает что-то древнее и очень личное. Это не просто слушать, это проживать».
«Я пришел скептически, думал, будет очередной "сложный" концерт. Но OpensoundQuartet – это что-то!























