История

Бурятская государственная филармония расположена в историческом центре города Улан-Удэ.

 

19 марта 1938 года Совет Народных Комиссаров Бурят-Монгольской АССР принял Постановление № 174 «Об организации Бурят-Монгольской государственной филармонии», где была определена задача: «к 1 июня закончить всю организационную работу по созданию учреждения»  Для реализации Постановления в Республику были приглашены известные музыканты, композиторы из центральных городов России.

За короткий срок из выпускников Ленинградской консерватории и бурят-монгольского музыкально-театрального училища был сформирован симфонический оркестр. 25 ноября 1938 года первый художественный руководитель филармонии и главный дирижер Яков Моисеевич Геншафт открыл первый симфонический сезон. В концерте оркестр исполнил Пятую симфонию Бетховена и произведения советских композиторов. В это же время начал свои  выступления струнный квартет филармонии.  

В отчете Управления по делам искусств при СНК БМАССР отмечено: «Непосредственная концертная деятельность филармонии за первые 7 месяцев ее существования, с 25 ноября 1938 года по 25 июня 1939 года, осуществлялась симфоническими, камерными и эстрадными концертами. Всего было дано 240 концертов». Так началась история Бурятской государственной филармонии.

 В 1939 году филармония приступила к формированию двух коллективов: оркестра бурят-монгольских народных инструментов и национального хора. Основу этих коллективов составляли выпускники музыкально-театрального училища, но большая часть – это талантливые участники художественной самодеятельности.  Организатором и руководителем оркестра был Исидор Львович Рык – прекрасный музыкант, педагог, дирижер (кстати, исполнитель партии первой скрипки в струнном квартете).  Его правой рукой, ассистентом, помощником во всем  был молодой композитор Ж.А.Батуев. Предстояла большая, кропотливая работа по подготовке к I декаде бурят-монгольского искусства в Москве. Ежедневные многочасовые репетиции, индивидуальные занятия (ведь большая часть оркестрантов  не знали элементарной музыкальной грамоты). Не было и репертуара для бурят-монгольского оркестра, да и сами инструменты нуждались в усовершенствовании. Тем не менее, к середине 1940 года оркестр, в составе которого было 84 музыканта, уже мог выступать как профессиональный коллектив. Многочисленным был и хор филармонии (90 человек), который к декаде готовил хормейстер А.С.Крынкин.

 I декада бурят-монгольского искусства в Москве, проходившая с 20 по 30 октября 1940 года, показала каких больших высот достигла молодая бурятская культура. Заключительный концерт декады, за который отвечала филармония (директор Б.И.Гузовская), проходил 27 октября на сцене Большого театра СССР. В концерте принимали участие все творческие силы филармонии – симфонический оркестр, оркестр народных инструментов, национальный хор, солисты Н.В.Таров, Ц.Л.Хоборков, К.И.Языкова, А.Бакланова, С.Цыденова, а также семейский хор (с. Куналей), эвенкийский ансамбль, солисты, хор и танцоры музыкально-драматического театра. Концерт имел грандиозный успех. Настоящий триумф выпал на долю оркестра народных инструментов. Наряду с исполнением бурятских мелодий: «Колесуха», «Артан Хыр» в обработке В.И.Морошкина, «Ехор», «Танец пастухов» Б.Б.Ямпилова, прозвучало Анданте из шестой симфонии Гайдна, что вызвало всеобщее восхищение.  «Надо поистине всей душой любить свое искусство, чтобы в столь короткий срок научиться исполнять классические произведения с такой волнующей силой. Народ может гордиться своим оркестром, который показал, что он таит в себе такие возможности» (О.Курганов, газета «Правда», 28.10.1940)

Многие из числа первых оркестрантов стали известнейшими музыкантами республики – С.Л.Балдаев, А.Ф.Зонхоев, В.В.Гергенова, П.А.Халтаева-Дадуева, В.Ц.Цытхенова, П.Ф.Лосев, М.М.Дондукова, З.Б.Тогочеева, З.И.Сергеева-Семенова.

Великая Отечественная война внесла свои коррективы в работу филармонии.

26 июля 1941 года Постановлением СНК БМАССР Бурят-Монгольская филармония была ликвидирована. Однако уже на следующий год принимается Постановление СНК БМАССР № 155: «1. Восстановить Бурят-Монгольскую филармонию с 1 апреля 1942 года».

Из оставшихся в тылу артистов был создан  новый творческий коллектив – ансамбль музыки, песни и танца, в будущем прославленный ансамбль песни и танца «Байкал».  Первым его художественным руководителем и дирижером был Ж.А.Батуев. Огромный вклад в развитие хореографической группы ансамбля внесли балетмейстеры Т.К.Глязер и М.С.Арсеньев. Плодотворно работали с хором хормейстеры М.С.Скольчикова, Н.С.Шалтыкова. Содержательно, с большой отдачей художественное руководство осуществлял Л.И.Израйлевич. Благоприятной, насыщенной и вдохновенной была деятельность талантливого музыканта, композитора Ч.Е.Павлова на посту художественного руководителя и дирижера ансамбля.

С ансамблем «Байкал» связано творчество многих выдающихся деятелей бурятской культуры ХХ столетия – певцов Ц.Л.Хоборкова, Н.В.Тарова,  Ч.Г.Шанюшкиной, М.Чайванэ, К.Д.Шулуновой, В.Шагжиева, А.Б. Данзанова, В.Жаргалова, Д.Дугдановой, Д.Ринчиновой, танцоров – Т.Е.Гергесовой, Г.Н.Маниловой, Е.А.Петушиновой, Е.Б. Сельверовой, В.А.Тумурувой, Е.М.Егорова, С.Барцевой, О.Будаева, К.Халбаева, С.Халбаевой, Э.Матоварова, М.Фатеева, Д.Доржипаламовой,  Л.Субановой, О.Сультимова, М.Рыгзеновой, С. Аюшеева, В.Дылыкова, музыкантов – П.Г.Пакеевой, Н.Г.Нансулова, Ю.М.Мацукова, Л.И.Ертагаева, А.И.Барсукова, Р.Э.Барсуковой, Д.Ч.Хасаранова и др. Долгие годы неизменной ведущей концертных программ ансамбля «Байкал» была Л.Ф. Бадарханова-Халбаева. Большой любовью и признанием слушателей пользовался созданный в «Байкале» в 1979 году ансамбль ятагисток (руководитель С.Батуева). Тесные творческие отношения связывали ансамбль «Байкал» с выдающимися хореографами И.Моисеевым, М.Заславским, М.Годенко, А.Леоненко.

Ансамбль песни и танца «Байкал» по праву называли визитной карточной Бурятии.  Его гастрольные маршруты пролегли по всем союзным  республикам бывшего СССР, областям, краям, автономным республикам и округам России. С огромным успехом артисты выступали за рубежом – в Чехословакии, Японии, Англии, Швеции, Германии, Индии, Вьетнаме, Лаосе, Пакистане. Неоднократно ансамбль бывал и в Монголии, где был награжден высокой правительственной наградой  – медалью «Найрамдал» (Дружба).

Ансамбль «Байкал» участвовал  во II Декаде бурятского искусства и литературы в Москве (1959г.), Днях литературы и искусства Бурятской АССР в Москве (1973, 1983гг.), Днях культуры Бурятии в Новосибирске (1987г.), Киеве (1993г.). В 1957, 1967, 1970 гг. ансамбль был удостоен звания лауреата Всесоюзного и Всероссийских конкурсов. Он награжден премией комсомола Бурятии.

В 2001 году ансамбль в статусе Бурятского государственного национального театра песни и танца «Байкал» вышел из состава Бурятской филармонии. 

 

Художественное руководство филармонией в разные годы осуществляли видные деятели российской и бурятской музыкальной культуры – Я.М.Геншафт, И.Л.Рык, Б.Б.Ямпилов, Л.И.Израйлевич, Ж.А.Батуев, М.С.Арсеньев, В.В.Маймескул, Б.О.Цырендашиев,  Ж.Д.Дандаров,  А.А.Андреев,  О.В.Молонова,  В.А.Усович.

С первых же дней существования филармония определила круг тех задач, которым всегда следовала в своей деятельности – это пропаганда лучших образцов русской и мировой музыкальной классики, эстрадного искусства, народного творчества и творчества бурятских композиторов.

 

Исполнение,  популяризация симфонической музыки являются важным направлением филармонической работы.

Неслучайно первым коллективом Бурят-Монгольской  филармонии стал симфонический оркестр. И хотя с 1948 года оркестр перешел в штат музыкально-драматического театра (с 1950г. театра оперы и балета), выступления этого коллектива в филармонии не прекращались. Концертные программы симфонического оркестра включали шедевры западно-европейской и русской музыки, сочинения современных композиторов, композиторов национальных республик.

Возглавляли оркестр многие известные дирижеры – Я.М.Геншафт, П.М.Берлинский, И.Л.Рык, Борчхадзе М.В., В.В.Маймескул, И.Ю.Айзикович, В.В.Рылов, В.А.Раевский,  В.Ц.Галсанов.

Наиболее интенсивно и плодотворно деятельность симфонического оркестра осуществлялась в период 1977 – 1995 годы.  Циклы концертов коллектива составляли пять абонементов. Наряду с вечерними концертами на основной сцене, где звучали произведения симфонической музыки крупных форм, оркестр часто выступал на предприятиях и в учреждениях г.Улан-Удэ. В этих концертах, как правило, исполнялись небольшие популярные сочинения для симфонического оркестра, в  сопровождении оркестра часто выступали певцы.  Отдельные программы были предназначены учащимся училищ, техникумов и студенческой молодежи.

Много и качественно оркестр работал с детской аудиторией (цикл воскресных дневных концертов). Концертные программы для детей и юношества составлялись с учетом пожеланий детских музыкальных школ, общеобразовательных учреждений. Они объединялись в циклы «Сказка в музыке», «Инструменты симфонического оркестра», «Песня, танец, марш», «Композиторы-классики – детям» и многие другие. Выступление оркестра в каждом концерте  предваряло вступительное слово лектора. Один из концертов этого абонемента назывался «Играем вместе с оркестром». В качестве солистов в этих программах выступали учащиеся детских музыкальных школ.  Хорошей традицией стали проведения симфонических концертов в сельских домах культуры районов республики.

Оркестр филармонии тесно сотрудничает с Союзом композиторов Бурятии. Абсолютно все произведения бурятских композиторов прозвучали впервые в его исполнении. Этими программами чаще всего дирижировали В.Ц.Галсанов, М.Л.Балдаев, порой за дирижерский пульт становились и сами композиторы –  Б.Б.Ямпилов, Ж.А.Батуев.

 

 Музыкальное просветительство всегда было приоритетным направлением в деятельности филармонии.

Приобщение слушателей к серьезной, академической музыке –  одна из главных функций филармонической работы. В 1945 году создается лекторский отдел. Почти двадцать лет с лекциями-концертами выступал Н.И. Маторин. Прекрасный музыкант, скрипач, он много своих выступлений посвятил истории скрипичной музыки. Концерты струнного квартета, где Маторин исполнял партию первой скрипки, всегда проходили с его комментариями. Немало лектор провел интересных монографических концертов из жизни и творчества великих композиторов. Для проведения таких концертов приглашались ведущие солисты и инструменталисты Бурятского театра оперы и балета – Д.И.Кыштымова, Л.ЛЛинховоин, В.Б.Манкетов, А.М.Жмурова, А.Н.Бурлак, Л.М.Зубравская и др.

Неутомимым организатором лекций-концертов с начала 60-х годов стал известный музыкальный деятель республики, дирижер И.Я.Забельский, стараниями которого с 1963 года в филармонии появился штатный коллектив музыкально-литературного  лектория. Именно лекторий являлся наиболее действенной формой воспитания музыкально-художественных знаний слушателей.  Рядом с Забельским на протяжении десяти лет работали артисты с большим творческим опытом К.С.Алексеев, К.Л.Тасханова-Забельская, В.Н. Панчукова, Е.П.Осеева, В.Р.Коноваленков, М.Г.Ушаков. Они выступали с лекциями-концертами в коллективах  предприятий, учреждений,  леспромхозов, в цехах заводов и фабрик, на сценах актовых залов техникумов и профтехучилищ.

С 1977 года основная деятельность музыкального лектория подчиняется музыкально-эстетическому воспитанию детей и юношества. В коллектив приходят новые творческие кадры. Возглавила лекторий музыковед Л.А.Тенякова. Были разработаны циклы лекций-концертов, которые составили  абонементы «Филармония – школе», что позволяло встречаться с одними и теми же слушателями на протяжении всего концертного сезона.  Три абонемента предназначались для школьников разных возрастных категорий. Тематика этих концертов чрезвычайно разнообразна. Но главная их цель – заинтересовать, увлечь детей музыкой, научить их слушать и слышать серьезную музыку, настроить слушателей  на размышление и анализ исполняемых классических произведений.

Много работы музыкальный лекторий выполнял и по культурному обслуживанию сельского населения. Артисты всегда были желанными гостями в сельских клубах и домах культуры, на чабанских отарах и молочно-товарных фермах, машинно-тракторных станций и сельских больниц. С большим успехом на эстраде выступали певцы: Н.Нестеров, М.Кравцова, Н.Климович, Е.Осеева, М.Богомазов, Д.Пурбуева, мастер художественного слова Г.Мельников, аккордеонистка В.Богомазова, концертмейстеры А.Архипова и Н.Брянский.

С 1990 года художественным руководителем музыкального лектория является Н.Л.Ринчинова, посвятившая тридцать пять лет лекторской работе. В эти годы коллектив в сферу своего внимания, наряду со школьниками и студентами, привлекает и совсем маленьких слушателей – воспитанников детских садов. Это потребовало расширение жанровых границ лектория. Детские музыкальные спектакли, мини-оперы, театрализованные представления, музыкальные игры понятны, доступны дошколятам и всегда с восторгом воспринимаются ими.

За годы существования музыкального лектория солисты представили слушателям немало разнообразных сольных концертных программ, в которых звучали арии из оперной классики, романсы русских композиторов, вокальные циклы, песни и романсы бурятских композиторов. Выступления в сольных концертах С.Данзанэ, Д.Т.Пурбуевой, С.Д.Сандановой, Т.М.Пастуховой, Д.Б.Цыденовой, Л.О.Хегай, В.А.Усович пользовались неизменным успехом и вызывали благодарный отклик в сердцах слушателей.

 

Становление, развитие и формирование бурятской композиторской школы, начавшееся в 20-х годах ХХ столетия, создание композиторами произведений разных жанров  способствовали появлению в филармонии в 1963 году нового творческого коллектива – бурятского лектория, призванного пропагандировать  современную музыкальную культуру Бурятии. Концерты этого коллектива всегда были желанными и интересными.  Группа объездила  все уголки республики, побывала в Усть-Ордынском и Агинском бурятских округах. И где бы  ни выступали артисты: в больших домах культуры или на животноводческой ферме, на сцене маленького сельского клуба или прямо в поле во время посевной или уборочной кампаний – везде они имели огромный успех. Этот неподдельный интерес к группе бурятского лектория был вызван еще и тем, что в его составе были уже признанные мастера бурятского искусства – певцы Б.М.Балдаков, Т.С.Карпов, Б-Х.Т.Дашиева, баянист Ю.Кузнецов. Руководителем и лектором группы был Ц.И.Ринчинов.

В 1976 году состав бурятского лектория изменился,  увеличился и стал разнообразным в жанровом отношении. В него вошли выпускники музыкального и культурно-просветительного училищ.  Концертные программы коллектива включали в себя песни, танцы, исполнение сочинений для бурятских народных инструментов. С бурятским лекторием связаны страницы творчества Батора Ванданова и  Виктора Батомункуева. Здесь начала свою творческую биографию Дарима Дугданова.

 

Филармония всегда большое внимание уделяла эстрадным направлениям концертной деятельности. Из 240 концертов в первом концертном сезоне (1938-39гг.)  175 были эстрадными.  Как правило, небольшие эстрадные группы составлялись из числа артистов филармонии. В годы Великой Отечественной войны такие группы выступали в частях Красной Армии и госпиталях, обслуживали трудящихся аймаков республики. Они дали более 1000 концертов.

Руководителем одной из таких групп был замечательный певец уникального природного певческого дарования, блистательный исполнитель бурятских народных песен  Н.В.Таров.  С августа 1942 года по  июнь 1943 года Николай Васильевич исполнял обязанности директора филармонии. Без малого четверть века он руководил небольшим эстрадным коллективом. В разные годы в его группе выступали певцы А.Арсаланов, Ц.Хоборков, М.Чайванэ, Ч.Шанюшкина, К.Алексеев, К.Шулунова, талантливая самобытная танцовщица Т.Гергесова, мастера художественного слова А.Иванова, О.Лер, баянист В.Шалыгин. В  программах этих концертов выступали и артисты цирковых жанров: эквилибрист К.Сорокин, иллюзионист А.Беспятых, артист спортивно-силового аттракциона А.Васильев, оригинального жанра Я.Лелеко, музыкальный эксцентрик А.Бибиков, играющий на колокольчиках, ксилофоне, гармониках и даже на обыкновенной пиле. В группе Н.В.Тарова демонстрировал свое искусство и первый бурятский профессиональный иллюзионист А.Галсанэ. Здесь же начала артистическую деятельность М.Кравцова, первая из русских певиц, исполнявшая песни на бурятском языке. Не было ни одного населенного пункта на территории Бурятии, Аги, Усть-Орды, где бы ни побывал Таров со своими артистами.  Зрители всегда с восторгом встречали выступления этого эстрадного коллектива.

 

Более сорока лет отдал любимому делу – радовать, удивлять, восхищать  зрителей от мала до велика  артист оригинального жанра В.А.Цыренжапов. Ученик прославленного русского факира Дмитрия Лонго, Владимир Александрович за свою яркую творческую жизнь стал известнейшим и любимейшим магом, чародеем не только в Бурятии, но и в Якутии, Туве, Хакасии, Иркутской и Амурской областях, Забайкальском и Хабаровском краях. Мастер высокой техники рук, лауреат международных конкурсов иллюзионистов в Польше и Чехословакии, член Российского магического братства, Международного братства магов (США), В.А.Цыренжапов  долгие годы выступал вместе со своей супругой, певицей Д.Г.Кунтохиевой в созданной им эстрадно-иллюзионной группе «Магия».

 

В 1978 году замечательная певица К.Д.Шулунова стала инициатором создания первого профессионального в республике вокально-инструментального ансамбля «Сэлэнгэ». Вместе с ней в группу вошли талантливые песенные исполнители А.Б.Данзанов, М.П.Богомазов, М.И.Кравцова. Четыре года спустя они уступили дорогу молодежи, подготовившей в эстрадной студии Ленконцерта новую интересную программу. Это – певицы Марина Ринчинова, Галина Бадлуева, танцоры Григорий Куклин, Лариса Хогоева, Наталья Иванова, Сэсэг Рабсалова и артисты-инструменталисты. Художественным руководителем ансамбля стал талантливый  музыкант Анатолий Бутуханов.  В «Сэлэнгэ» начинали творческий путь многие  известные сегодня артисты – Намгар Лхасаранова, Дарима Гыргенова, Эльвира Доржиева, Евгений Золотарев, Ольга Дымпилова, Александр Аракшаев. Коллектив успешно гастролировал во многих центральных городах России, на Украине.

 

Большой популярностью в республике пользовалась эстрадная группа «Ритмы Байкала». Ее руководителем был Ю.М.Мацуков. В группе солировала ведущая эстрадная певица, лауреат Всероссийского конкурса Галина Кондратьева. С большим успехом выступали певец В.Батуев, танцоры Л.Решетова и М. Иванов, молодой иллюзионист, ученик В.А.Цыренжапова  Ч.Дабаев. Гастрольные маршруты коллектива пролегли  во всех районах Бурятии, Иркутской, Читинской, Амурской областях, Якутии.

 

Много лет дарили свое искусство маленьким зрителям  артисты эстрадного театра кукол «Радуга» (рук. В.В.Теняков) и группы «Мы и куклы» (рук. Ю.М.Мацуков).  Оба коллектива, отличаясь своей мобильностью, собранностью, интересными постановками, показывали кукольные представления в самых отдаленных уголках республики. Они с огромным успехом гастролировали в Иркутске, Чите, Хакасии, Туве, Владивостоке, Хабаровске.

 

С 1990 года в рамках взрослой филармонии работает Детская филармония. Концерты ее всегда собирают большое количество детей и взрослых зрителей и пользуются большим успехом.  Это концерты-поздравления педагогам школ искусств, это отчетные и юбилейные концерты, концерты хоровой и инструментальной музыки, хореографических коллективов. Немало учащихся школ искусств за эти годы выступали с сольными концертными программами, с ансамблями и оркестрами. Многие первые исполнители Детской филармонии стали профессиональными музыкантами. 

 

Немаловажной функцией работы филармонии является организация и проведение  на территории Бурятии выступлений гастролеров.

В разные годы улан-удэнцы рукоплескали искусству М.Ростроповича и С.Рихтера, Д.Шафрана и П.Нечипоренко, Б.Руденко и А.Ведерникова, Б.Штоколова и В.Баевой, Э. Грача и И.Ойстраха, А.Соловьяненко и Э.Пьехи, Л.Зыкиной и М.Эсамбаева и многих других выдающихся исполнителей нашей страны. Филармония организовывала концерты прославленных творческих коллективов – Государственного академического  ансамбля народного танца им.И.Моисеева, Воронежского народного хора, Государственного мужского хора Эстонии им.Г.Эрнесакса, хореографического ансамбля «Березка», Краснознаменного ансамбля песни и пляски Российской Армии им. А.Александрова, Новосибирского оркестра русских народных инструментов, Иркутского губернаторского симфонического оркестра и др.

Начиная с 1963 года филармония проводит фестивали  искусств, связанные с юбилейными датами республики и г.Улан-Удэ. С 1977 года  ежегодными стали фестивали «Огни магистрали». Перед строителями Байкало-Амурской магистрали выступали известные артисты эстрады, театра, кино – И.Кобзон, В.Мулерман, И.Суржиков, Ю.Беляев, О.Воронец, Л.Лещенко, В.Винокур, В.Толкунова, И.Понаровская, Л.Сенчина, Л.Рюмина, Е.Леонов, Н.Мордюкова, З.Кириенко, Л.Куравлев, Т.Самойлова, вокально-инструментальные ансамбли – «Пламя», «Самоцветы», «Ариэль», «Водограй», «Песняры», «Верасы», композиторы Л.Лядова, Э.Ханок, В.Добрынин, А.Аверкин.

 

Работа филармонии была бы не состоятельной без концертных организаторов.

Первое десятилетие коллектив возглавляли несколько руководителей.  Каждый из них  внес свою лепту в  становление и развитие филармонии. Директорство Б.И.Гузовской пришлось на время создания первых национальных творческих коллективов, подготовки к декаде 1940 г. В годы войны филармонию возглавляли  Н.В.Таров, Б.Б.Ямпилов.  В послевоенные годы филармонией руководили Г.А.Батубаев, Н.Р.Бимбаев,  А.Ф.Гергесов, сделавшие немало для восстановления систематической работы симфонического оркестра, оркестра народных инструментов, цирковой группы.    Большого уважения заслуживает деятельность директора Г.Н.Архинчеева, возглавившего филармонию в октябре 1951 года. Его организаторский талант, умелое руководство способствовали выходу коллектива из творческого простоя и положили начало большим гастролям ансамбля песни и танца в Москву, Ленинград, по городам Прибалтики, Белоруссии, Кавказа, Поволжья, Сибири и Дальнего Востока. Впервые ансамбль выезжает в Монголию. Под руководством Б.С.Егорова (1957-1962гг.) коллективы филармонии постоянно выезжали в районы освоение целинных земель, на новостройки и в животноводческие аймаки республики. Успешным было и участие ансамбля песни и танца во II декаде  искусства и литературы Бурятской АССР в Москве в 1959 г. Достойным последователем своих предшественников стал Л.Н.Кузмерж, стоявший у руля филармонии пятнадцать лет. Прекрасный знаток филармонического дела, блестящий организатор, он своим умелым руководством способствовал стабильному выполнению финансовых планов. Деятельность В.Г. Николаева на посту директора (1977-1986гг) связана с появлением новых коллективов, улучшением работы на ниве музыкального просвещения, организацией массовых фестивалей по обслуживанию строителей БАМа. Много сил и энергии отдала филармонии Г.П.Кулагина. Более сорока лет проработала она в коллективе. Начав простым курьером, она доросла до начальника концертного отдела, а с 1986 года занимала должность директора. С 2000 года филармонию возглавляет Э.З.Жамбалова.

Достойны самых добрых слов ветераны филармонии, внесшие неоценимый вклад в организацию концертного дела. Это – В.В.Молонов, Н.Д.Дылгиров, Ф.В.Левашов, Ц.И.Ринчинов, Р.А.Шульгина, Г.З.Бадмаев. Огромной благодарности заслуживают К.Л.Забельская, Г.Б.Ринчинова, С.Н.Халбаева, К.Б.Халбаев, В.Г.Подглазова, которые навсегда связали свою судьбу с филармонией.  Закончив свою артистическую карьеру, они  продолжили работать администраторами по организации концертов и обслуживанию зрителей.  Более пятидесяти лет проработала сначала артисткой ансамбля «Байкал», а затем заведующей хозяйством и начальником пошивочного цеха  П.А.Рудюк. Лучшие традиции концертных организаторов филармонии продолжает в своей работе главный администратор Р.Т. Цыремпилова.

Сегодня Бурятская государственная филармония – это 100 концертов в сезон, около 30 тысяч ежегодно обслуживаемых зрителей. Это фестивали, конкурсы, музыкальные праздники. Камерные концерты, выступления российских музыкантов и вокалистов с мировыми именами. Это знакомство жителей республики с лучшими произведениями русской и западноевропейской классики, современного искусства, фольклора и народного творчества, музыки бурятских композиторов. 

 

Автор: Наталья Леонидовна Ринчинова, лектор-музыковед Бурятской филармонии.