Вечерний Улан-Удэ: Дуэт «Белый острог»: «Дом – там, где мы и инструменты»

17.10.2014

"А почему «Белый острог?», «А почему не поёте, а только играете?» – два сибиряка из Two Siberians в заграничном варианте (суть «Белый острог»), комично воплощая собирательный образ корреспондента, в конце беседы поблагодарили за то, что этих вопросов не было.

Буквально за полтора часа до выступления в Бурятском театре драмы в рамках Четвёртого Байкальского рождественского фестиваля, управившись с саундчеком, Юрий Матвеев (электрогитара соло, электроакустическая гитара) и Артём Якушенко (электроакустическая скрипка, мандолина) расположились в гримёрке, охотно демонстрируя готовность к беседе. Они уже извлекли из чемоданов и разложили на диванчике концертные одежды – «костюмы» не говорю, ибо по стилю эти участники фестиваля значительно отличались от предыдущих – «Виртуозов Якутии», тоже струнников, в нарядных сорочках и открытых платьях. Те и другие, кстати, к нам почти прямиком с американских гастролей, много говорят о Штатах… И те и другие долго не приезжали в Бурятию, те и другие визиту рады.

Участники «Белого острога» в Улан-Удэ прилетели накануне – 8 января. «Без шапок» в наши минус тридцать с лишним. Так сибиряки же – забыли, какая она – Сибирь?! – спрашиваю. (Малой родиной оба зовут Иркутск, родиной дуэта «Белый острог» можно считать его же. «Мы с берегов Байкала», – Юрий подчёркивает, как дуэт позиционирует себя в России и за рубежом). «Так к хорошему быстро привыкаешь!» – улыбается Артём, имея в виду, что от «плохого», от холода, отвыкли давно и прочно. Юре, очевидно, комфортнее – он хотя бы в кепке, которую не снимает – и на концерте был в ней. Гитарист Юрий Матвеев вообще похож на этакого «крепкого орешка» Брюса Уиллиса, только с гитарой вместо оружия. Впрочем, нет, – гитара и есть оружие Юрия. И он очень точно и энергично использует его, завоёвывая симпатии зрителей. Игра обоих музыкантов обильно сдобрена мимикой и движениями. На сцене они почти танцуют, будто продолжая телесно свои инструменты: Юрий – ритмичную и дерзкую гитару, Артём – живую и гибкую певучую скрипку, отчего складывается впечатление об их нравах вне сцены. Но оказывается, я ошибаюсь: «В жизни я более спокойный, – говорит Юрий, – Артём подвижнее». Жизнь на сцене отличается от повседневной, уточняет Артём. «А клоуны часто очень грустные в жизни люди», – добавляет Юра. Кстати, оба они играют страстно, сосредоточенно, в связке – не теряя внимание партнёра по сцене.

Собираясь представить полуторачасовую программу, ребята выдали два часа «инструментального рока». Так они сами сегодня определяют жанр, в котором работают. Говорю «сегодня», потому что за двадцать лет существования дуэта (это формально, играют вместе музыканты гораздо дольше) обычное дело не раз поменять определение того, что ты делаешь, да и делать можно начать что-то совсем другое, деятельности не меняя. «Два сибиряка» рассказывают, что одинаково комфортно чувствуют себя на джазовых, роковых, фолк и world music фестивалях, как и на гала-концертах с участием поп-музыкантов. «Мы можем играть везде. Может, поэтому ни один жанр нас до сих пор к себе «не взял», – делится предположением Юра. – Инструментальный рок по состоянию музыки, но не по составу, – уточняет он, – у нас ведь нет барабанов и так далее… Ещё можно сказать «независимый рок».

Дуэт «Белый острог» воссоединился совсем недавно – в прошлом году, по словам ребят. Около четырёх лет оба его участника занимались самостоятельными проектами, были в поиске, отдыхая друг от друга творчески.

Скрипач Артём был занят электронной музыкой – играл в разных составах, выступал сольно, в основном в России, реже за рубежом.

 

Сольным проектом занимался и Юрий, впрочем, не только… «В разных странах выступал с замечательной скрипачкой Тамарой Сидоровой, которая двадцать лет в Германии живёт, поэтому здесь её подзабыли, а она была экстремально известна в восьмидесятых – это она пела «Танец маленьких утят», «Карнавал»… Музыку для кино писал, для цирка, помогал нашей олимпийской сборной по гимнастике», – рассказал Юра.

Теперь индивидуальным профессиональным опытом, приобретённым отдельно друг от друга, музыканты намерены обогатить совместный долгоиграющий проект. Сегодня они все силы отдают «Белому острогу», на другое, признаются, и времени не остаётся – творчество, активная концертная деятельность.

Я довольно настойчиво интересуюсь, где у обоих дом, что «говорит» им чувство дома, где они ощущают себя как дома. Настойчиво, потому что от прямого ответа они уходят: «сейчас в этой гримёрке», «везде», «там, где мы», «там, где инструменты», «на Земле, потому что в космосе не бывали, может, и там тоже»… А на концерте Юрий вдруг скажет, что, мол, у них сейчас о прописке спрашивали. Вот интересные они люди – независимые музыканты. Им о доме, о чувстве в сердце, а они о прописке… Да и они, вероятно, о чувстве, когда про «везде» и про «космос».

Что изменилось у нАс дома – в Улан-Удэ, говорят, не успели заметить. Без шапок-то холодно, да и визит короткий. В день прилёта побывали в Иволгинском дацане. Вот там изменилась, говорят, обстановка. Если раньше это святое место казалось более сакральным, мистичным, таинственным, то сегодня… там веет коммерциализацией: прямо на входе активно предлагают товары – «как на рынке», отметили музыканты. Хотя, с другой стороны, это способствует распространению буддизма, его существованию, рассуждают они…

Выступление «Белого острога» в рамках Байкальского Рождественского фестиваля полного зала не собрало, но было видно, что пришедшие на концерт удовольствие получили немалое, что многие из присутствующих знакомы с музыкой авторов-исполнителей. Так, за кулисами после выступления впечатлениями поделился художественный руководитель Русского драматического театра, режиссёр Анатолий Баскаков. Он знает музыкантов многим больше двадцати лет, а Артёма Якушенко, сына Евгения, некогда одного из ведущих сибирских рокеров, помнит совсем юным мальчиком. Успехи Артёма – частично заслуга его отца, считает Анатолий Баскаков. По мнению режиссёра, отец воспитывал в Артёме особое отношение к инструменту, не школярское, учил его обращаться с ним. «Вживую вместе я их слышал давно, – сказал о дуэте Баскаков. – Их ощущение времени чуть быстрее, чем у других. В их музыке есть игривое чувство возможности, лёгкость, драйв. Они были раньше и сегодня пребывают в этом настроении, но в этом есть и жёсткая музыкальная технология. Их уровень культуры – сегодняшний, не вчерашний, не позавчерашний, свежий. И в этом радость – это не ностальгический концерт».

Концерт и в самом прямом смысле ностальгическим не был, выступление получилось динамичным и собранным, лирики было не много. Когда музыканты принимали аплодисменты, мужчина из зала прокричал рекомендацию пригласить их на «Голос кочевников». Да, дуэт действительно вполне себе в формате «Голоса», однако его участие в Рождественском фестивале, несомненно, позволило расширить границы именно этого мероприятия, привлекая к нему новых зрителей.

Ксения ЛУЧКИНА