О концерте камерной музыки

15.11.2013

 

7 ноября в Бурятской филармонии прошел замечательный концерт камерной музыки, который собрал любителей классической инструментальной музыки нашего города. Инициаторами проекта была Наталья Уланова, художественный руководитель Бурятской филармонии и Владимир Ткаченко, дирижер Бурятского театра оперы и балета, альтист.

 

В концерте приняли участие шесть исполнителей – это молодые солисты симфонического оркестра Бурятского театра оперы и балета - Владимир Ткаченко (альт), Анастасия Власюк (виолончель), Сергей Струков (гобой), Григорий Феоктистов (кларнет), Елена Березовская (фортепиано), и Анна Варутина (скрипка), приглашенная из Иркутской филармонии.  
Впервые в нашем городе прозвучала квартетная музыка Моцарта в редком сочетании инструментов, камерная музыка Брамса, Бруха и Бауэр. Программа концерта включала произведения разных эпох и стилей, но все они были объединены совершенством формы и содержания. 
 

Концерт прошел в двух отделениях и начался Квартетом для гобоя, скрипки, альта и виолончели фа мажор В. А. Моцарта. Квартет имеет 3 части – 1. Allegro, 2. Adagio, 3. Rondeau. Allegro. Вольфганг Амадей Моцарт (1756–1791) – австрийский композитор, капельмейстер, скрипач-виртуоз, клавесинист, органист. Наряду с Гайдном и Бетховеном, Моцарт принадлежит к наиболее значительным представителям Венской классической школы. Отличительной чертой творчества Моцарта является удивительное сочетание строгих, ясных форм с глубокой эмоциональностью. Моцарт писал во всех существовавших в его эпоху формах и жанрах, и в каждом из них оставил произведения непреходящего значения. Моцарт - один из величайших мелодистов, и это ярко отражается в инструментальных произведениях и его операх, едва ли каждый помнит популярные мотивы из его опер «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан» и «Волшебная флейта». По свидетельству современников, он обладал феноменальным музыкальным слухом, памятью и способностью к импровизации. 
 
Далее 1-е отделение продолжили Восемь пьес для кларнета, альта и фортепиано ор. 83 (№ 1, 2, 3, 6, 7, 8) немецкого композитора и дирижёра Макса Бруха (1838-1920). Творчество Бруха относится к позднеромантическому направлению. Последователь школы Мендельсона и Шумана, Макс Брух по своему творческому складу и темпераменту был художником лирико-эпического плана. Драматическая стихия была ему чужда. Он старался писать музыку максимально доступную, ясную, мелодически выразительную, стройную и уравновешенную по форме. 
 
Известность Бруху принесли опера «Лорелея» (1863) и произведения для хора и оркестра «Фритьоф» (1864); популярны также его концерты для скрипки с оркестром, особено No 1, соль-минор (Op. 26, 1868), Вторая симфония (1870), «Шотландская фантазия» для скрипки, арфы и оркестра (Op. 46, 1880), Рапсодия для виолончели и арфы с оркестром "Кол Нидрей"(Op. 47,1881) на тему еврейских литургических мелодий. При жизни Бруха определённой популярностью пользовались его масштабные хоровые полотна — «Одиссей» (1872) и «Огненный крест» (1899), отличающиеся мастерством полифонического голосоведения, богатством гармонических средств, эффектной красочной инструментовкой. В своих духовных хоровых произведениях Брух уделяет главное внимание мелодической ясности, доступности выразительных средств, завершённости формы 
 
В поздние годы композитор, вдохновленный опытами своего коллеги Иоганеса Брамса, музыкой которого он восхищался всю жизнь, обратился к кларнету, написав в 1911 и 1910 годах Концерт для альта, кларнета и оркестра, а также 8 пьес для кларнета, альта и фортепиано. На мой взгляд, все эти работы принадлежат к числу абсолютных шедевров романтической музыки и сравнимы по величине с музыкой для кларнета Моцарта, Шумана и Брамса. 
 
Нежный, печальный тембр кларнета прекрасно гармонировал с низким интроспективным звучанием виолончели, что создавало неповторимый колорит элегической красоты, обращенной в романтическое прошлое. Вместо виолончели Брух выбрал альт, возможно, благодаря большей родственности этого инструмента скрипке, для которой он написал свои лучшие произведения. При этом ему пришлось писать партии и для инструмента, которого он предпочитал избегать на протяжении почти всей жизни, - фортепиано (интересно, что сам композитор был пианистом, а не скрипачом). 
 
Почти все восемь пьес, за исключением одной, написаны в минорных тональностях и отражают то лучшее, что присуще музыке Бруха: изысканный мелодизм, печальную грацию, прозрачность и легкость музыкального языка, напоминающего манеру письма Мендельсона, уклон в нежный, ностальгический романтизм. Брух изумительно выстраивает взаимодействие трех инструментов: ни в одной из пьес не создается впечатление, что какой-то из них звучит слишком много или слишком мало, в ущерб другим. Наиболее выразительными мне кажутся сумрачное Andante F minor, в котором проявляется любовь Бруха к румынским народным мелодиям, и более порывистое Andante con moto G minor, содержащее лучшие темы, когда-либо написанные композитором. Более витальные Allegro Agitato D minor и Allegro vivace ma non troppo B major создают почти что мендельсоновское настроение и заметно контрастируют с печальными осенними настроениями шести других пьес.  
 
В этих работах заметно влияние Брамса, хотя оно никоим образом не мешает проявиться собственному лицу Бруха. Его произведения, несмотря на похожий ностальгический характер, отличаются большей открытостью, порывистостью, страстностью - опять-таки черты, присущие лучшим сочинениям Бруха. Однако я невольно усматриваю в кларнетных пьесах немецкого композитора и еще одну вещь - его непоколебимую преданность романтической эпохе, которая буквально через 10 лет после их написания окончательно сдаст свои позиции. Возможно, ностальгия Бруха - это не только обращенность в прошлое, но и предчувствие той музыки, которую он никогда бы не смог принять. 
2-е отделение началось с Сонаты для скрипки и фортепиано ми минор В. А. Моцарта. Это прекрасное скрипичное произведение восхищает всех качественной переменой фраз у скрипки и фортепиано и прочими струнными приемами. Мне кажется, музыкантам удалось сыграть без излишней слащавости, немного холодно.  
 
Концерт продолжился дуэтом для гобоя и кларнета (ор. 25) Марион Бауэр. Дуэт состоит из 4 частей: Прелюдия, Импровизация, Пастораль и Танец. Марион Бауэр (1882–1955) – известная американская женщина-композитор, учитель, писатель и музыкальный критик. Как композитор, Бауэр писала для фортепиано, камерных ансамблей, симфонического оркестра, голоса соло и вокальные ансамбли. Она получила известность как преподаватель факультета Нью-Йоркского университета (тогда Вашингтон-сквер колледж ), где она вела историю музыки и композиции в 1926-1951 гг. Бауэр много писала о музыке: она была редактором чикагского музыкального журнала и автором и соавтором нескольких книг. Бауэр вела активную общественную жизнь, была членом и руководителем ряда музыкальных сообществ Америки. Бауэр следовала консервативному стилю композиции, хотя она активно поддерживала современную музыку. В ее произведениях мелодический рисунок поддерживается расширенной тональностью, подчеркивается колористической гармонией и диатоническим диссонансом. В части ее работ прослеживается влияние импрессионизма и романтизма  
 
Последним произведением концерта прозвучало трио для альта, виолончели и фортепиано ля минор И. Брамса, из 4 частей: 1. Allegro, 2. Adagio, 3. Andante grazioso - Trio, 4. Allegro. Это произведение исполняется также с кларнетом вместо альта. На наш взгляд, это произведение исполнители играли хорошо и проникновенно, но рояль должен был звучать чуть тише при сопровождении, а виолончель – более полнозвучно в своих ведущих отрывках и в дуэте с альтом.  
Иоганнес Брамс (1833 – 1897) немецкий композитор, пианист и дирижер, один из главных представителей периода романтизма. В своем творчестве Брамс выступил как хранитель вечных ценностей – классических традиций, и это роднит его с такими романтиками, как Шуберт, Мендельсон, Шопен. Классическое начало ощущается у Брамса и в ясности тематизма, опирающегося на обобщенные интонации (музыковеды часто упоминают о его пристрастии к интонациям терций и секст), и в стройности, пропорциональности, уравновешенности форм. В музыке Брамса есть типичные черты романтизма – эмоциональная порывистость, внимание к душевному миру человека, господство лирического начала. Брамсом написано более 80-ти произведений, в его музыке представлены музыкальные жанры от симфоний до музыки для домашнего музицирования в 4 руки, все, кроме оперы. 
 
Надо отметить, что программа концерта была тщательно подобрана – во всех этих красивых и сложных по исполнению произведениях были задействованы струнные и деревянные духовые инструменты вместе, в дуэтах, и в их сочетании с роялем. Произведения были представили в определенной последовательности, чередующиеся по тональности, темпу и настроению, что дало хорошую возможность почувствовать слушателям разнообразие и многоцветность этого мира, передаваемые музыкой. Последнее произведение написано в быстром темпе, что создало в зале светлую атмосферу летнего праздника. 
Молодые артисты в полной мере продемонстрировали хорошее исполнительское мастерство и свое владение репертуаром различных эпох и стилей.  
 
Ценителей качественной музыки порадовало заявление художественного руководителя Бурятской филармонии Натальи Улановой о том, что в дальнейших планах сделать камерные концерты неотъемлемой частью репертуара филармонии. Выражаем огромную признательность музыкантам и желаем творческих успехов.
О концерте камерной музыки

15.11.2013 Автор: Эржен Тумахани