Номер Один: Новый гимн России, чайник и тишина

05.02.2014
 
3 февраля на сцене Бурятской филармонии был представлен проект Nothing is real. Удары камней друг о друга, звучание музыки в чайнике, перевод Конституции Российской Федерации в звук и даже тишина – все это разные формы музыки. Наверняка, большинству людей в это трудно поверить и даже представить, как это звучит. Однако авторы медиа-проекта Nothing is real продемонстрировали, что это возможно и что это красиво.
 
Выходя за рамки 
 
Nothing is real – очередной медиа-проект Бурятской филармонии. До этого были «Музыка. Кино» и «Оставь меня в покое». Всех их связывает использование различных средств и форм искусства – видео, хореография и музыка, выходящая за рамки привычного понимания этого слова.
 
Однако Nothing is real отличается использованием совершенно разных «инструментов», в качестве которых выступали и привычные инструменты (скрипка, рояль), и непривычные (камни, чайник и т.д.).
 
Концерт создан из ярких нестандартных образцов музыки, это цепь насыщенных акустических и визуальных событий, захватывающих не только слух, но также зрение и пространственную ориентацию, это попытка частично собрать и воспроизвести интересные и экспериментальные явления современной музыки. 
 
«Мы бы не сказали, что это эксперимент, потому что здесь звучит музыка, которая известна во всем мире, - говорит Наталья Уланова, директор Бурятской филармонии. - Просто она не так часто звучит в Улан-Удэ. Этим концертом мы продолжаем направление авангардной музыки в Бурятской филармонии. Мы бы хотели, чтобы наша публика тоже была в курсе мировых музыкальных событий, знала, что происходит,  и имела возможность услышать это вживую».
 
Куратором проекта является Денис Хоров. Денис учился в детской школе искусств № 3 г. Улан-Удэ, затем в колледже искусств им. Чайковского, а в настоящее время учится в Московской государственной консерватории. 
 
«Денис - человек любопытный, очень интересный, - говорит Наталья Уланова. - Он подобрал музыку, исполнителей, видеоряд . Я думаю, проект удастся».
 
Поэтический жест 
 
Денис Хоров действительно производит впечатление интересно мыслящего человека. В начале концерта и в перерывах он общался со зрителями, рассказывая предысторию композиции, давая информацию зрителям о том, что такое музыка и что такое авангард.
 
«Что значит название проекта? - говорит Денис Хоров. - Во-первых, - это некий поэтический жест. Оно красиво и поэтично звучит, в нем много разных оттенков и смыслов. В то же время авангардную музыку, которая сегодня звучала на концерте, можно обозначить как «все и ничего». Это что-то мистическое, что вроде бы существует и в то же время этого нет. Проект Nothing is real я бы не назвал термином «новая музыка», поскольку он возникал в истории искусства не один раз, начиная со Средневековья». 
 
На концерте была представлена музыка композиторов 20 века - Шпалингер, Фельдман, Кейдж, Вульф, Люсье, Лахенманн, Васильев, Райх. «20-й век вообще плодовит на разные музыкальные события, композиторов, - рассказывает Денис Хоров. - Если в 19-м веке преобладали  классицизм, романтизм, барокко, были установленные правила и нормы, символы, формы, то 20-й век оказался периодом индивидуализации. 20-й век – это период, когда каждый композитор начал разрабатывать свои формы, свой звук, нотную графику, акустическую систему, поэтому этого получилось много. Каждый порождал свой отдельный мир». 
Представленные композиторы – в большинстве своем англичане и американцы. «Америка - страна с уникальной культурой, потому что она лишена европейских, глубинных традиций, - продолжает Денис Хоров. - Их первым композитором, как считают американцы, был Чарльз Айвз, который жил на рубеже 18-19 веков. Все, что было до Айвза, считается глубокой стариной, которую отказываются даже изучать. Американская традиция дала свой синтез, свое понимание музыки».
 
Данный проект представляет новые формы существования музыки и продолжает актуальную дискуссию о современной музыке, действительно ли она так страшна и непонятна, как это кажется некоторым. Все музыкальные события сопровождаются видеокомментариями: трансляцией партитур исполняемых сочинений, аннотациями, цель которых - помочь слушателю в понимании генерального message’а звучащих произведений.
 
Особенностью проекта является многообразие событий: собственно концертная программа, инструментальные перформансы, интерактивная игра со слушателем/зрителем и другие.
 
Новое звучание 
 
Привычные нам инструменты звучали по-новому. Здесь рояль не выдает плавную мелодию, а дребезжит, обрывается, стонет и издает множество непонятных звуков. А порой и вовсе используется совершенно иным способом, о котором создатель рояля, наверняка, и не предполагал. 
 
Здесь скрипка звучит надрывно (композиция Винсента Перисичетти «Притча»), следуя за курсивом на экране, который выводит математические формулы. И все это происходит на фоне создания картин Ротко и прочих непонятных объектов.
 
Здесь камни следуют музыкальному ритму (композиция Кристиана Вульфа Stones), являясь единственным музыкальным инструментом. А на экране демонстрируется первая текстовая - не нотная – партитура. 
 
Здесь нотный лист как холст, на который переносятся художественные разработки, что делает его произведением изобразительного искусства.
 
Альвин Люсье – автор композиции, которой и обозначен концерт Nothing is real, – занимался тем, что записывал музыку, а затем эту запись перезаписывал снова, и снова, и снова. Таким образом он выявлял самые сильные аккорды, которые при каждой перезаписи становятся только сильнее. Денис Хоров продемонстрировал нам нечто подобное. Для этого ему понадобились телефон и чайник. На телефон он записал мелодию, а в чайник положил телефон с записью. Звучание этой записи в акустике чайника – конечно, новый опыт для многих улан-удэнцев, хотя такой прием существует уже больше века.
 
Еще один новый опыт – перевод Конституции РФ в звук. Современный композитор Антон Васильев решил создать новый национальный гимн России и перевел каждое слово Конституции в звук. При этом он произвел подсчет, сколько раз в Конституции упоминается слово «народ» и слово «президент». Автор задался вопросом, насколько реальна демократия в России. В итоге выяснилось, что слово «президент» упоминается в тексте около 70 раз, в то время как «народ» всего лишь около 20.
 
В проекте использовался не только видеоряд, но и хореография. Солисты театра оперы и балета Баир Жамбалов и Ксения Федорова исполняли причудливый танец на фоне инфракрасного леса под музыку Луиджи Ноно.
 
4 минуты тишины 
 
Единственной привычной композицией стала In a landscape Джонна Кейджа. Приятна, романтичная музыка была похожа на колыбельную. Однако затем зрителям продемонстрировали композицию «4, 33» все того же Джонна Кейджа, и Джон Кейдж удивил. На экране появилось изображение зала филармонии, то есть зрители смотрели на себя. Исполнял композицию Денис Хоров. Он сел за рояль. Поставил перед собой мобильный телефон и… и больше ничего. Рояль не издал ни одного звука. Тишина стояла все 4 минуты 33 секунды. 
 
После этого номера часть зрителей покинула зал филармонии. Впрочем, для организаторов это было вполне ожидаемо. 
 
«Это нормально, - говорит Денис Хоров. – И такая реакция более прогнозируемая в Улан-Удэ, нежели в Москве или Европе. Слушатель - это тоже работа. У нас многие забыли, что слушатель - это не тот, кто сидит и на него все сваливают, и он это потребляет. Слушатель - не потребитель, это тот, кто слушает и пытается понять. Любая музыка несет некий опыт. Наша цель - познакомить людей с музыкой посредством незнакомого материала, расширить их границы восприятия, сознания, показать им другие миры. Я думаю, с этой задачей мы справились».
 
Композиторы 20-го века рассуждали, что такое музыка. В одном они были согласны: музыка – это провокация. И у нас сегодня зрители были спровоцированы на новый опыт и новые ощущения.
 
На самом деле концепция проекта Nothing is real очень подходит для буддийской Бурятии. В буддизме одной из стадий достижения просветления является постижений пустотности, осознания, что в этом мире нет ничего реального, ни одна вещь не существует без чьего-либо сознания. «Считается, что сейчас происходит конец эпохи, - говорит Денис Хоров. - Автор одноименной книги Мартынов рассуждает о том, что композиторы закончились. С этой позицией можно согласиться. Это идеальная ситуация, когда автора не существует. Нет укоренения за счет музыки, то есть паразитирования личности, его интересов за счет музыки. Мы знаем пример в истории как, например, Рихтер Вагнер, который ограбил государство ради того, чтобы построить театр в то время, как народ голодал и сверг короля. И внеличностная эпоха предполагает снятие таких символов, героев, как композитор, это возврат к истокам».
 
Соня Матвеева, 05.02.2014, «Номер один».