Номер Один: Музыка в шифрах

20.11.2013
 
23 ноября будет представлен мультимедиапроект «Оставь меня в покое». Арт-проект с интригующим названием как сигнал или символ изменений в филармонии, грядущих и уже происходящих. После «Голоса кочевников» Наталью Уланову – нынешнего директора учреждения – многие связывают с чем-то революционным. И хотя в хрупком силуэте трудно уловить бунтарского революционера, вокруг Натальи все начинает крутиться, смешиваться и затем выливаться в такие необычные проекты, как «Оставь меня в покое».

«Синтез» – любимое слово нынешнего руководителя бурятской филармонии.

«Мне особенно нравится то, что сочиняют современные композиторы, которые работают в неоклассике. Нравятся синтезы. Даже в еде я люблю все смешивать. Обычно люди едят лапшу с котлетой, а я люблю разные соусы, чтобы все было перемешанным. И в музыке то же: хочется смешать классические инструменты с электроникой, фольклорные с классическими, но при этом все это, конечно, должно быть сделано гармонично и талантливо», - говорит Наталья.

Проект «Оставь меня в покое» - синтез разных видов искусства: здесь и арт, и видео, и кино, и анимация, и музыка, причем, как классическая, так и электронная. Концертом сие мероприятие назвать было бы слишком просто.

«Это больше эксперимент, - говорит Наталья Уланова. - Будет только один инструмент на сцене - виолончели - и еще всевозможные электронные звуковые эффекты. А на заднем плане будет кино. И если в нашем первом проекте «Музыка кино» музыканты играли реальные саундтреки, которые присутствовали в фильмах, представленных на концерте, то здесь музыка возникла после фильмов. Современные композиторы из московской филармонии сочинили к ним музыку. Нашла я их в результате развития идеи синтеза кино+музыка».

На стенах черно-белые фотографии Марлен Дитрих, в приемнике играет джазовая музыка – 20-е годы прошлого века – любимая эпоха Натальи Улановой. «Оставь меня в покое» - название черно-белого сюрреалистического бессюжетного фильма Ман Рея, поклонницей которой и является Наталья: «В сюрреалистическом движении 20-30-х годов был не только Дали, которого все знают, но и такая личность, как Ман Рей. Он известен, прежде всего, как фотограф. Но, оказывается, он еще и снимал фильмы. Женщина на нашей афише – это знаменитая в то время модель Кики де Монпарнас, которая была музой для многих художников. «Скрипка Энгра» - самая известная работа Ман Рэя и единственная фотография, где смешливая Кики не улыбается просто потому, что ее лица не видно. Чем мне нравится это время, все эти сюрреалисты, тем, что там много шифров, здесь все основано на ассоциациях, эмоциях. Куда ни посмотри, на любую фразу - везде знак. Можно копать и копать. Кто такой Ман Рей - это целое сюрреалистическое направление. А с ним и список личностей от Шанель до Дали и Хэмингуэя и т.д. И все это через музыкальную призму современных авторов».

Помимо фильма Ман Рея в проекте будут представлены анимационный фильм Лотты Райнингер – изобретательницы силуэтного кино, видеоарт современной художницы Алены Скорняковой и картина Дж. Кирико.

В общем, событие необычное и интересное, но вот как воспримет публика такой проект – это вопрос.

«Филармонии во всей культурной компании сложнее всего, - говорит Наталья Уланова. - У нас 5 театров, и они все хороши, люди знают репертуар, и то, что они видят, оправдывает их ожидания. В случае с филармонией - это каждый раз премьера, сюрприз. Каждый раз ты удивляешь народ, но в то же время публика к таким нововведениям не всегда бывает готова. Чаще всего она предпочитает ходить на то, что ей известно. И филармония - это все-таки не место для развлечений. А работать душой, мозгами и совершенствоваться после тяжелого трудового дня не каждый готов. И все же хочется, чтобы люди чаще выходили из дома и отрывались от телевизора, потому что телевизор - это большое зло. Современное телевидение формирует поп-среду, стереотипы, и у людей, которые смотрят только телевизор, нет возможности услышать что-то кроме обоймы тех звезд, у кого огромные гонорары и больше ничего».

Соня Матвеева, 20.11.2013, «Номер один».

Фото Анны Огородник

 

Музыка в шифрах