Международный музыкальный фестиваль «Голос кочевников. Байкал-Бурятия». Послезвучие
16.07.2014
С 10 по 13 июля Улан–Удэ стал площадкой для творческого эксперимента, имя которому «Голос кочевников».
И, все–таки, это всегда событие. Независимо от того понравилось оно вам или нет.
- Никогда не бывает единого мнения по поводу прошедшего фестиваля, - говорит арт-директор «Голоса кочевников» Наталья Уланова.
Это точно.
"Поражение" немцев
Фестиваль открылся выступлением Петр Налича. «Налич был прекрасен» или « Налич такая лапа!» - пестрила «комментами» лента новостей. И тут же, встретившийся мне знакомый сказал, что «Налич, хоть и «прекрасен», а слушать его долго я не могу». Сказал и ушел с концерта. И теперь не может судить о бурятской группе «Шоно», которая выступала после Налича.
««Шоно» меня совершенно потряс!» - писал кто-то после и собирался «вломить» тем, кто бесстыдно ушел с концерта.
««Шоно» мне понравился больше, чем «Алтай»» - делился кто-то из знакомых. И те, кому так понравился «Алтай», пожалели, что не ходили на «Шоно». Потому что, как говорит моя соседка, «лучше всегда плеваться своими слюнями». Ух!
Или не плеваться, а замереть, как замерли, сидевшие передо мной немцы. Трое не обремененных дамами мужчин ехали себе на Байкал, когда судьба занесла их на второй фестивальный концерт в Русский драматический театр… Они потом признались, что были поражены и не ожидали такого уровня от провинциального фестиваля где-то на краю азиатской России.
Нестандартные. И мечты
По внешнему виду присутствовавших на опен-эйре в Этнографическом музее сложно было определить откуда они. Кто и откуда эта рыжеволосая дама в тюбетейке, расшитой цветами? А эта раскосая девушка с растаманскими дредами, танцующая так свободно, как многие у нас еще не привыкли? А этот огромный лысый детина, отец семейства, что упал в ноги Зорге, прося «благословения»? Я спрашивала. Это наши, улан-удэнские люди, собравшиеся в этом отрезке пространства и времени на одной площадке, благодаря интересу к «Голосу кочевников». И, самое приятное, они посещают его ежегодно. На сцене всех приветствовал министр культуры Тимур Цыбиков в непринужденных шортах до колен. И сама идея музыкального фестиваля принадлежала именно ему. А Наталья Уланова просто всегда мечтала этим заниматься. А мечты, как известно, сбываются, потому что однажды, новоиспеченный тогда министр, Тимур Цыбиков пригласил ее поработать над воплощением этой идеи. И понеслось… И несется уже шестой год, обретая размах и охват.
Новые кочевники
Кто-то сказал, что в этом году «монгольская тема просела». Кого-то огорчает новая трактовка «кочевника». Непривязанная к этничности трактовка кому - то нравится очень, кому-то не нравится совсем.
- Для каждого этноса музыка – это то, что поддерживает в нем жизнь, дух. И поэтому именно она всегда интересна представителям других народов, гостям, туристам. Через музыку мы познаем другие народы, обмениваемся культурными ценностями, обогащаемся духовно, - сказал Тимур Цыбиков.
Воплощение идеи этнофутуризма – такова цель проекта «Голос кочевников», в ходе которого происходит слияние этнического материала с современным мировосприятием.
- Национальная культура с точки зрения этнофутуризма рассматривается как динамичная и меняющаяся во времени. И в этом контексте «кочевники» – это символ динамики, движения и свободы, - рассказывает Наталья Уланова.
Поясняя, по какому принципу ведется отбор участников фестиваля, говорит:
- Главное, чтобы они были настоящие, естественные, природные, органичные.
Надуманность и бутафория здесь не в чести
- Фестиваль «Голос кочевников» призван открыть новое пространство общения, новое измерение, на перекрестке городской культуры и национальных традиций. Иными словами, фестиваль – это диалог культур, а не показательное костюмированное фольклорное представление. Этим объясняется принцип отбора музыкальных коллективов - участников фестиваля. Это профессиональные музыканты высокого уровня, которые на основе народной музыки создают современное музыкальное искусство, - заключает Наталья Уланова.
Государство поддерживает этнофестиваль
Это известно – раскрутить и продать фольк – проект гораздо сложнее, чем, скажем, «герлз бэнд». И аудитория будет меньше. Но, как считает Тимур Цыбиков, поддерживать, развивать и пропагандировать так называемые этнические проекты – это правильно, естественно и необходимо. Это часть культуры.
И в нашем улан-удэнском случае мы имеем налицо редкий факт, когда государство поддерживает этнофестиваль, стремится изменить вкусы народа, познакомить с новым звучанием этничности. Это не просто – чанзу в клип – и все дела. Маргинальность в музыке нынче не в моде, подавай истинное. И нам подали.
«Алтай»
Трудно о музыке говорить. Лучше ее слушать, конечно, но…
Когда играл монгольский «Алтай» мне все думалось, как же это приятно видеть и слышать аутентичное звучание. Эту музыку играют, танцуют и поют люди, у которых она в крови. Они – кочевники до мозга костей. Монгольский танец «Биелгэ» - сложный, исполняемый на полусогнутых ногах, молодые артисты из «Алтая» исполняли легко и органично. По словам руководителя ансамбля, они - исполнители танца в четвертом поколении. Монгольский народный танец «Биелгэ» считается самым древним народным танцем монголов. И зрители "Голоса кочевников" лицезрели его из "первых рук". Изначально он исполнялся в закрытом ограниченном пространстве юрты в полусидячем положении или сидя со скрещенными ногами. Движения рук и плеч при этом имитируют разные бытовые занятия. Танец вошел в список объектов ЮНЕСКО, нуждающихся в срочной охране, поскольку исполнителей этого танца в разных этнических группах остается все меньше.
Нет, профессиональные танцоры, которых с детства бабушки возили на трамвае в ансамбль на занятия, конечно, исполнят танец замечательно. Но не так, как это сделают истинные носители монгольской кочевой культуры, для которых все атрибуты кочевой жизни, по – прежнему, актуальны. Кто в этом живет, а не просто ходит два раза в год в Этнографический музей, станцует и споет совершенно иначе. "Алтай" мне хотелось слушать. И слышалось мне родное, приятное, чего я никогда , возможно, не знала, но храню в своей крови.
Ямайский регги «Raging Fyah»
- При всем моем уважении к ведущим, почему они не скажут о том, что ямайские музыканты – это…, - сказал мне один знакомый прямо на фестивале. И он перечислил, какую справку должны были дать ведущие зрителям для того, чтобы заставить их воспринимать еще глубже.
- Я был на концерте Розенбаума, где он пел и рассказывал так, что я ушел совершенно наполненным, - говорил мой знакомый Эрдэм.
Он все хотел, чтобы людям рассказали, почему у ямайских музыкантов дреды, что значат все эти цвета – желтый, красный, зеленый, что вообще значит слово «раста» и какое послание несут миру эти доброжелательные темнокожие парни.
Участники группы «Raging Fyah», выступавшей на «Голосе кочевников», не едят мяса. Что они ели все дни своего пребывания в Бурятии – неизвестно. В конце третьего дня меня занесло в гущу ямайских раста. Повернув ко мне головы в дредах в честь солнечного бога Джа, они так светло улыбнулись, что мне захотелось …на Ямайку. Считается, что дредлоки открывают в человеке способности сверхчувственного познания и ясновидения. Растаманы верят, что длинные волосы делают их непобедимыми. У ямайских и эфиопских растафари заплетение дредлок является частью негласного договора между раста и Богом Джа, — по легенде, когда настанет конец света, Джа протянет руку и выдернет всех растаманов за дреды в небо...
«Французы качали»
Я ехала домой из Этнографического в 12 ночи, когда сидевшая рядом девушка с волосами цвета ультрамарин сказала:
- Французы "качали".
Сидевшие напротив согласились.
- Прошлый «Кочевник» был совсем слабый, а эти, да, качали, - сказал молодой человек напротив меня. Я индифферентно смотрела мимо, вспоминая образ Улановой, говорящей, что прошлый «Голос кочевников» кому – то понравился больше всех остальных. Ничего не могу сказать . И даже «плюнуть собственными слюнями», потому что в прошлом году лето сильно отвлекло меня, увезя далеко – далеко. Оно, лето, вообще многих отвлекает.
- Мы очень рады быть на этой прекрасной земле! – кричал фронт - мен французской группы, и девчонки у сцены еще яростней взбивали ногами коричневую пыль, что летела столбом вверх…
Девушка с синими волосами вышла на «ПВЗ». И я подумала, что мир меняется к лучшему, потому что лет двадцать назад у нее не было бы шансов дойти до дома без проблем.
На вкус и цвет товарища нет
-Тебе кто понравился? – спросила меня на пикнике знакомая фотограф. И, не дожидаясь ответа, сказала, что больше всех ей понравились женщины из Кении и польская группа. Нет, это точно – сколько людей, столько и мнений. Потому что кому – то поляки показались недостаточно профессиональными. Но знаете…Я поняла, что имела ввиду Наталья Уланова, употребив слово «сексуальные» применительно к исполнительницам из Польши. Блондинка и брюнетка «отжигали» на сцене, когда я вдруг увидела одного знакомого в соседнем ряду. Этот известный человек просто впился глазами в одну из солисток. Мне казалось, я догадывалась, в какую. Он смотрел так сосредоточенно, набычившись, с такой тоской, что я с не меньшей тоской почему – то подумала о его жене и многочисленных детках. И о нем самом – с тоской. Потому что мне стало ясно, что он себе никогда не позволит…
-Тебе какая больше понравилась – беленькая или темненькая? - спросила фотограф.
- Беленькая.
- А мне темненькая! Она поживее как – то.
Говорю же – на вкус и цвет товарища нет. Мне вот казалось, что от «беленькой» исходит сияние. Забавно.
Эксперимент состоялся
А кенийские женщины приехали без музыкантов. Им срочно в помощь нашли «творческие силы» из Улан – Удэ. И это был замечательный эксперимент, поначалу внушавший кенийкам тревогу, но окончившийся так хорошо, что певицы сами аплодировали улан – удэнским музыкантам. И, сидевшие рядом со мной немцы, тоже аплодировали. Им нравился этот эксперимент. И их удивляло, что такое возможно где – то в далекой Бурятии.
Когда выступала Хелен Фэн (Helen Feng) из группы Nova Heart, я почувствовала, что мне хочется стоять ближе к динамикам. Стук децибел отдавался в сердце и печени, но это было хорошо. Это было то, что надо. Есть выражение «душа поет», но я не вспомню, как обозначается состояние, когда душа словно делает вираж и взлетает… Наверное, «улет»? Замечательное чувство. Не хочется ни петь, ни танцевать, а только глубоко дышать и растворяться в звуке. ЗачОт.
Но знаете, если спросить меня, кто, на мой взгляд, был действительно настоящим, беспримесным, аутентичным, в чьем исполнении этничность звучала так, как тому никогда не научат ни в одной школе искусств, я отвечу: "Алтай" и "Raging Fyah".
Возвращайся снова, «Голос кочевника». Мы знаем, ты придешь через год, как обещал. Но мы будем ждать тебя. Возвращайся.
- Никогда не бывает единого мнения по поводу прошедшего фестиваля, - говорит арт-директор «Голоса кочевников» Наталья Уланова.
Это точно.
"Поражение" немцев
Фестиваль открылся выступлением Петр Налича. «Налич был прекрасен» или « Налич такая лапа!» - пестрила «комментами» лента новостей. И тут же, встретившийся мне знакомый сказал, что «Налич, хоть и «прекрасен», а слушать его долго я не могу». Сказал и ушел с концерта. И теперь не может судить о бурятской группе «Шоно», которая выступала после Налича.
««Шоно» меня совершенно потряс!» - писал кто-то после и собирался «вломить» тем, кто бесстыдно ушел с концерта.
««Шоно» мне понравился больше, чем «Алтай»» - делился кто-то из знакомых. И те, кому так понравился «Алтай», пожалели, что не ходили на «Шоно». Потому что, как говорит моя соседка, «лучше всегда плеваться своими слюнями». Ух!
Или не плеваться, а замереть, как замерли, сидевшие передо мной немцы. Трое не обремененных дамами мужчин ехали себе на Байкал, когда судьба занесла их на второй фестивальный концерт в Русский драматический театр… Они потом признались, что были поражены и не ожидали такого уровня от провинциального фестиваля где-то на краю азиатской России.
Нестандартные. И мечты
По внешнему виду присутствовавших на опен-эйре в Этнографическом музее сложно было определить откуда они. Кто и откуда эта рыжеволосая дама в тюбетейке, расшитой цветами? А эта раскосая девушка с растаманскими дредами, танцующая так свободно, как многие у нас еще не привыкли? А этот огромный лысый детина, отец семейства, что упал в ноги Зорге, прося «благословения»? Я спрашивала. Это наши, улан-удэнские люди, собравшиеся в этом отрезке пространства и времени на одной площадке, благодаря интересу к «Голосу кочевников». И, самое приятное, они посещают его ежегодно. На сцене всех приветствовал министр культуры Тимур Цыбиков в непринужденных шортах до колен. И сама идея музыкального фестиваля принадлежала именно ему. А Наталья Уланова просто всегда мечтала этим заниматься. А мечты, как известно, сбываются, потому что однажды, новоиспеченный тогда министр, Тимур Цыбиков пригласил ее поработать над воплощением этой идеи. И понеслось… И несется уже шестой год, обретая размах и охват.
Новые кочевники
Кто-то сказал, что в этом году «монгольская тема просела». Кого-то огорчает новая трактовка «кочевника». Непривязанная к этничности трактовка кому - то нравится очень, кому-то не нравится совсем.
- Для каждого этноса музыка – это то, что поддерживает в нем жизнь, дух. И поэтому именно она всегда интересна представителям других народов, гостям, туристам. Через музыку мы познаем другие народы, обмениваемся культурными ценностями, обогащаемся духовно, - сказал Тимур Цыбиков.
Воплощение идеи этнофутуризма – такова цель проекта «Голос кочевников», в ходе которого происходит слияние этнического материала с современным мировосприятием.
- Национальная культура с точки зрения этнофутуризма рассматривается как динамичная и меняющаяся во времени. И в этом контексте «кочевники» – это символ динамики, движения и свободы, - рассказывает Наталья Уланова.
Поясняя, по какому принципу ведется отбор участников фестиваля, говорит:
- Главное, чтобы они были настоящие, естественные, природные, органичные.
Надуманность и бутафория здесь не в чести
- Фестиваль «Голос кочевников» призван открыть новое пространство общения, новое измерение, на перекрестке городской культуры и национальных традиций. Иными словами, фестиваль – это диалог культур, а не показательное костюмированное фольклорное представление. Этим объясняется принцип отбора музыкальных коллективов - участников фестиваля. Это профессиональные музыканты высокого уровня, которые на основе народной музыки создают современное музыкальное искусство, - заключает Наталья Уланова.
Государство поддерживает этнофестиваль
Это известно – раскрутить и продать фольк – проект гораздо сложнее, чем, скажем, «герлз бэнд». И аудитория будет меньше. Но, как считает Тимур Цыбиков, поддерживать, развивать и пропагандировать так называемые этнические проекты – это правильно, естественно и необходимо. Это часть культуры.
И в нашем улан-удэнском случае мы имеем налицо редкий факт, когда государство поддерживает этнофестиваль, стремится изменить вкусы народа, познакомить с новым звучанием этничности. Это не просто – чанзу в клип – и все дела. Маргинальность в музыке нынче не в моде, подавай истинное. И нам подали.
«Алтай»
Трудно о музыке говорить. Лучше ее слушать, конечно, но…
Когда играл монгольский «Алтай» мне все думалось, как же это приятно видеть и слышать аутентичное звучание. Эту музыку играют, танцуют и поют люди, у которых она в крови. Они – кочевники до мозга костей. Монгольский танец «Биелгэ» - сложный, исполняемый на полусогнутых ногах, молодые артисты из «Алтая» исполняли легко и органично. По словам руководителя ансамбля, они - исполнители танца в четвертом поколении. Монгольский народный танец «Биелгэ» считается самым древним народным танцем монголов. И зрители "Голоса кочевников" лицезрели его из "первых рук". Изначально он исполнялся в закрытом ограниченном пространстве юрты в полусидячем положении или сидя со скрещенными ногами. Движения рук и плеч при этом имитируют разные бытовые занятия. Танец вошел в список объектов ЮНЕСКО, нуждающихся в срочной охране, поскольку исполнителей этого танца в разных этнических группах остается все меньше.
Нет, профессиональные танцоры, которых с детства бабушки возили на трамвае в ансамбль на занятия, конечно, исполнят танец замечательно. Но не так, как это сделают истинные носители монгольской кочевой культуры, для которых все атрибуты кочевой жизни, по – прежнему, актуальны. Кто в этом живет, а не просто ходит два раза в год в Этнографический музей, станцует и споет совершенно иначе. "Алтай" мне хотелось слушать. И слышалось мне родное, приятное, чего я никогда , возможно, не знала, но храню в своей крови.
Ямайский регги «Raging Fyah»
- При всем моем уважении к ведущим, почему они не скажут о том, что ямайские музыканты – это…, - сказал мне один знакомый прямо на фестивале. И он перечислил, какую справку должны были дать ведущие зрителям для того, чтобы заставить их воспринимать еще глубже.
- Я был на концерте Розенбаума, где он пел и рассказывал так, что я ушел совершенно наполненным, - говорил мой знакомый Эрдэм.
Он все хотел, чтобы людям рассказали, почему у ямайских музыкантов дреды, что значат все эти цвета – желтый, красный, зеленый, что вообще значит слово «раста» и какое послание несут миру эти доброжелательные темнокожие парни.
Участники группы «Raging Fyah», выступавшей на «Голосе кочевников», не едят мяса. Что они ели все дни своего пребывания в Бурятии – неизвестно. В конце третьего дня меня занесло в гущу ямайских раста. Повернув ко мне головы в дредах в честь солнечного бога Джа, они так светло улыбнулись, что мне захотелось …на Ямайку. Считается, что дредлоки открывают в человеке способности сверхчувственного познания и ясновидения. Растаманы верят, что длинные волосы делают их непобедимыми. У ямайских и эфиопских растафари заплетение дредлок является частью негласного договора между раста и Богом Джа, — по легенде, когда настанет конец света, Джа протянет руку и выдернет всех растаманов за дреды в небо...
«Французы качали»
Я ехала домой из Этнографического в 12 ночи, когда сидевшая рядом девушка с волосами цвета ультрамарин сказала:
- Французы "качали".
Сидевшие напротив согласились.
- Прошлый «Кочевник» был совсем слабый, а эти, да, качали, - сказал молодой человек напротив меня. Я индифферентно смотрела мимо, вспоминая образ Улановой, говорящей, что прошлый «Голос кочевников» кому – то понравился больше всех остальных. Ничего не могу сказать . И даже «плюнуть собственными слюнями», потому что в прошлом году лето сильно отвлекло меня, увезя далеко – далеко. Оно, лето, вообще многих отвлекает.
- Мы очень рады быть на этой прекрасной земле! – кричал фронт - мен французской группы, и девчонки у сцены еще яростней взбивали ногами коричневую пыль, что летела столбом вверх…
Девушка с синими волосами вышла на «ПВЗ». И я подумала, что мир меняется к лучшему, потому что лет двадцать назад у нее не было бы шансов дойти до дома без проблем.
На вкус и цвет товарища нет
-Тебе кто понравился? – спросила меня на пикнике знакомая фотограф. И, не дожидаясь ответа, сказала, что больше всех ей понравились женщины из Кении и польская группа. Нет, это точно – сколько людей, столько и мнений. Потому что кому – то поляки показались недостаточно профессиональными. Но знаете…Я поняла, что имела ввиду Наталья Уланова, употребив слово «сексуальные» применительно к исполнительницам из Польши. Блондинка и брюнетка «отжигали» на сцене, когда я вдруг увидела одного знакомого в соседнем ряду. Этот известный человек просто впился глазами в одну из солисток. Мне казалось, я догадывалась, в какую. Он смотрел так сосредоточенно, набычившись, с такой тоской, что я с не меньшей тоской почему – то подумала о его жене и многочисленных детках. И о нем самом – с тоской. Потому что мне стало ясно, что он себе никогда не позволит…
-Тебе какая больше понравилась – беленькая или темненькая? - спросила фотограф.
- Беленькая.
- А мне темненькая! Она поживее как – то.
Говорю же – на вкус и цвет товарища нет. Мне вот казалось, что от «беленькой» исходит сияние. Забавно.
Эксперимент состоялся
А кенийские женщины приехали без музыкантов. Им срочно в помощь нашли «творческие силы» из Улан – Удэ. И это был замечательный эксперимент, поначалу внушавший кенийкам тревогу, но окончившийся так хорошо, что певицы сами аплодировали улан – удэнским музыкантам. И, сидевшие рядом со мной немцы, тоже аплодировали. Им нравился этот эксперимент. И их удивляло, что такое возможно где – то в далекой Бурятии.
Когда выступала Хелен Фэн (Helen Feng) из группы Nova Heart, я почувствовала, что мне хочется стоять ближе к динамикам. Стук децибел отдавался в сердце и печени, но это было хорошо. Это было то, что надо. Есть выражение «душа поет», но я не вспомню, как обозначается состояние, когда душа словно делает вираж и взлетает… Наверное, «улет»? Замечательное чувство. Не хочется ни петь, ни танцевать, а только глубоко дышать и растворяться в звуке. ЗачОт.
Но знаете, если спросить меня, кто, на мой взгляд, был действительно настоящим, беспримесным, аутентичным, в чьем исполнении этничность звучала так, как тому никогда не научат ни в одной школе искусств, я отвечу: "Алтай" и "Raging Fyah".
Возвращайся снова, «Голос кочевника». Мы знаем, ты придешь через год, как обещал. Но мы будем ждать тебя. Возвращайся.
Источник: