Между прошлым и будущим (К итогам концертного сезона)

07.06.2012

 

 Недавно в местной прессе один весьма достойный музыковед заявил, что филармония должна пропагандировать  только классику, а если она будет играть еще и джаз, эстраду, фольклор, этнорок, мюзиклы и прочие подобные музыкальные направления, то ее нужно реформировать и закрыть.

Между прошлым и будущим  (К итогам концертного сезона)

 

Не беремся спорить с этим смелым заявлением, поскольку публика сама устанавливает правила игры и ходит на концерты, которые ей интересны. Заметим, что публики на филармонических программах год от года становится все больше. Однако, в минувшем сезоне в нашем репертуаре преобладали именно академические жанры, а столь ненавистная нашему оппоненту эстрада была представлена только одним (!) выступлением. Это был первый сольный концерт молодого талантливого певца Тимура Болотова, который прошел на аншлаге и вызвал бурю восторгов.
    21 июня филармония завершает свой предъюбилейный, 74-й концертный сезон и, как обычно, хотелось бы напомнить нашим постоянным слушателям о самых значительных событиях этого периода, вместе с ними еще раз пережить яркие и сильные впечатления, полученные от выступлений артистов, проанализировать свои просчеты и осмыслить резервы.
    Начнем с конца. Именно на закрытии сезона в Концертном зале филармонии состоится концерт выдающегося пианиста, любимца бурятской публики, лауреата международных конкурсов Баира Шагдарона. Напомним, что Баир уже 15 лет постоянно живет в США, в штате Северная Каролина, является профессором Высшей школы музыки Аппалачинского государственного университета.
    В единственном улан-удэнском концерте 21 июня Баир Дашинимаевич порадует земляков своими любимыми произведениями Баха, Бетховена, Шопена, Рахманинова.
    По прогнозам, концерт будет ажиотажным, поскольку уже сейчас люди раскупают билеты, дарят их друзьям и родственникам, чтобы не только послушать прекрасную музыку, но и отдать дань уважения знаменитой личности.
    К слову, о пианистах. С тех пор, как филармонии удалось приобрести один из лучших в мире роялей, великолепный «Steinway», к нам стремятся приехать гастролеры не только из Москвы и Санкт-Петербурга, но и из-за рубежа. Настоящим праздником для любителей фортепианного искусства стал приезд в Улан-Удэ профессора Высшей школы музыки из Кельна (Германия), одного из лучших европейских пианистов Олега Полянского. Московские музыканты, лауреаты международных конкурсов Василий Щербаков и Михаил Мордвинов уже не первый раз выступали в Бурятии, но их так тепло принимают в Улан-Удэ, что они намеренно планируют гастрольные маршруты по Сибири с посещением нашей республики. Традиционными стали их мастер-классы со студентами колледжа им.П.Чайковского.
    Следующее знаковое событие в конце филармонического сезона – музыкально-пластический спектакль театра-студии «Урагшаа» по стихам народного поэта Бурятии Баира Дугарова «Сутра мгновений». Премьера, состоявшаяся совсем недавно, вызвала в душах зрителей такой эмоциональный всплеск, что спектакль решено повторить 6 июня по просьбам тех, кто не попал на первую премьеру.
    Теперь пора разрешить небольшое недоразумение, возникшее в связи с реорганизацией просветительской деятельности филармонии.
Дело в том, что 30 ноября прошел юбилейный концерт бессменных участниц лекторийной группы, народной артистки РБ Сэсэгмы Сандановой и заслуженной артистки РБ Татьяны Пастуховой. Так же как и народная артистка РБ Дулма Пурбуева, они действительно посвятили все свои попыслы музыкальному просвещению. Помимо школьного лектория, они выступали на летних детских площадках, разыгрывали сказочные оперы в детских садах, гастролировали в районах республики, в Иркутской области.
    Филармония организовала их юбилейный вечер с большой любовью, уважением и старанием. В концерте принимал участие концертный русский оркестр «Забайкалье» под управлением Олега Огнева, было много цветов и поздравлений.
    После этого события в городе возникли слухи, что с уходом артисток на заслуженный отдых лекторийную группу расформируют. На самом деле это не так. В штате филармонии остались и лектор-музыковед, и концертмейстер. Для большей мобильности лектория и тематического разнообразия пришло решение приглашать певцов на концертную программу из оперного театра, из музыкального театра-студии «Урагшаа», из многочисленных городских коллективов. И эта практика уже опробирована и дала хорошие  результаты.
        Кроме того, Министерство культуры и филармония нашли ресурсы для решения самой острой, самой злободневной филармонической проблемы. Чего греха таить, без симфонических программ деятельность филармонии действительно не является полноценной. И вот Тимур Гомбожапович Цыбиков предложил для начала организовать в Концертном зале филармонии серию просветительских симфонических программ. Если они окажутся востребованными  и результативными, в будущем можно будет ставить вопрос о создании собственно филармонического симфонического оркестра.
        В марте месяце на работу в филармонию были приняты дирижер и альтист Владимир Ткаченко и известный в городе организатор, пропагандист и продюсер Наталья Уланова. В результате долгих размышлений, огромных усилий и напряженной репетиционной работы 30 мая прошло грандиозное открытие нового просветительского проекта. Он был посвящен киномузыке и ее главной теме  -   любви. Бесспорный успех программы буквально окрылил организаторов, и уже 14 июня Концертный зал филармонии распахнет свои двери для показа новой оригинальной программы Н.Улановой и В.Ткаченко. В первом отделении с симфоническим оркестром будут звучать бурятские народные инструменты. А во втором отделении, которое носит звучное название «Симфония танго» оркестр будет аккомпанировать известному санкт-петербургскому музыканту Александру Митеневу, уникальному исполнителю на редкой латино-американской разновидности аккордеона -бандонеоне. И это будет симфония танго.
       У просветительского симфонического проекта есть интересные перспективы и на новый, 75-й сезон филармонии. Очевидно, он откроет его в Международный День музыки, 1 октября.
       Невозможно умолчать и еще об одном долгосрочном филармоническом проекте – бардовском фестивале «Песни Окуджавы на Байкале». Он получил благословение еще 4 ноября прошлого года, когда в филармонии выступили лучшие московские представители жанра. В сентябре-2012 нам предстоит поработать с огромным всероссийским бардовским десантом не только в Улан-Удэ, но и на байкальских берегах.
     Ну, а как не упомянуть о прекрасном III Байкальском Рождественском фестивале? О традиционном концерте органной музыки, о блестящем выступлении восхитительной Светланы Москаленко? О визите звездного дуэта Константина и Юлии Буиновых?
      Разумеется, центральным событием третьего Байкальского было знакомство с блистательной Галиной Ковзель, непревзойденной исполнительницей современного романса, которая представила в Улан-Удэ лауреатов учрежденного ею фестиваля-конкурса «Весна романса». Являясь бессменным директором фонда «Санкт-Петербургский романс», Галина Петровна включила в зону своего внимания и Бурятию с перспективой проведения в Улан-Удэ Всероссийского фестиваля «Весна романса».
     Кому-то не нравится, что именно филармония осуществила проект «Сто песен восточных бурят» и «Сто песен западных бурят», включающий в себя не только презентацию и распространение ценнейших компакт-дисков, но и концерт-спектакль, знакомящий горожан с шедеврами народного творчества. Любому просвещенному музыковеду не надо объяснять, что Республиканский центр народного творчества должен заниматься сохранением аутентичного фольклора, тогда как профессиональные филармонические артисты обрабатывают его, дают ему современное прочтение и осмысление. Никто сегодня не усомнится в праве молодых музыкантов на исполнение в стиле «этно-рок», и музыкальный театр-студия «Урагшаа» делает это мастерски, именно через рок-транскрипцию знакомя с бурятским мелосом молодежь Москвы и Санкт-Петербурга, Новосибирска и Красноярска, Хакасии, Якутии и Тывы.
       В одной статье трудно охватить всю панораму филармонической деятельности, но хотя бы три позиции мы должны осветить. Во-первых, это организация гастролей лучших классических гитаристов, хотя бы таких, как московский профессор, один из лидеров европейской гитарной школы Евгений Финкельштейн, который после ноябрьского визита в Улан-Удэ одержим идеей учреждения Байкальского гитарного фестиваля, на который он берется собрать мировых звезд гитары.
      Многих потрясло выступление в Концертном зале филармонии блестящего молодого француза Ковена Тибо, его прочтение известных гитарных произведений.  Вновь побывал у нас и Айнур Бегутов, который пропагандирует русскую семиструнную гитару.  Поскольку гитара очень популярна среди нашей молодежи, филармония намерена и в будущем сезоне удовлетворять интерес слушателей.
       Во-вторых, филармония вправе гордиться гастролями таких звезд американского джаза, как Дебора Дэвис (Нью-Йорк), и особенно Алвона Джонсона (Чикаго). Их мастерство, темперамент и искренность ошеломляют, и нам, пожалуй, впервые удалось увидеть нашу сдержанную и требовательную публику поющей вместе с артистом буквально всем залом (между прочим – по-английски) и танцующую не только в проходах, но и у своих кресел.
       В-третьих, очевидным достоинством филармонии стало её умение работать с детьми, её системная деятельность по воспитанию детей и юношества. Не будем рассказывать о том, каким успехом второй сезон пользуется у детской аудитории мюзикл «Принцесса на горошине», который показан и в районах республики, и юным иркутянам. Об этом уже писала наша пресса.
       А вот двадцать сезонов Детской филармонии – это тысячи юных зрителей, которые, вырастая, становятся посетителями взрослых концертов и музыкальных спектаклей; это десятки лауреатов Премии Мэра города Улан-Удэ «Звездочки надежды»; это реализованная надежда на то, что артисты Детской филармонии станут профессиональными музыкантами. Многие из них успешно учатся в консерваториях страны и прославляют Бурятию – родину талантов. По обилию международных наград на европейских конкурсах и фестивалях наши детские коллективы лидируют в масштабе всей России.
       Вообще, чтобы так провести концертный сезон, надо по-настоящему любить своего зрителя. И Бурятская Государственная филармония его действительно любит. Филармоническая работа – это образ жизни, ненормированный рабочий день, бессонные ночи, переживания, разъезды и, если угодно, - стиль мышления. Для того, чтобы судить о ней, надо, как минимум, приходить в концертный зал, следить за рекламой, отслеживать смысл и значение того или иного концерта, дышать одним воздухом с артистами.
       Следующий сезон будет для филармонии юбилейным. Как он пройдет? Работники нашей концертной организации постараются, чтобы он был достойным. А удастся ли нам это сделать – решит зритель.
    
 

 

07.06.2012 Автор: Э.З. Жамбалова, народная артистка РБ, заслуженный работник культуры России; В.А. Усович, заслуженный деятель искусств России и Бурятии