Информ Полис: Новый проект Бурятской филармонии вызвал противоречивые отзывы улан-удэнцев

05.02.2014

 

3 февраля состоялась премьера необычного для столицы Бурятии музыкального концерта Nothing is real. Здесь играли на рояле, почти не прикасаясь к клавишам, звучала музыка хлопков в ладоши, и даже в буквальном смысле зрителям приходилось слушать тишину.

Пожалуй, нет такого человека, который не любил бы музыку. Вопрос вкуса - какую именно музыку стоит любить и слушать - сугубо индивидуальный. Однако филармония – это как раз такое место, где вам могут предложить «попробовать» совершенно разные жанры, стили и направления. На этот раз темой концерта стала авангардная музыка композиторов Европы и Америки второй половины XX века.

Автор проекта Денис Хоров, чье изображение было на всех афишах события. Это молодой парень из Улан-Удэ, окончил детскую школу искусств № 3, сейчас обучается в Московской государственной консерватории, пишет музыку, и можно сказать, живет музыкой.

Создать что-то свое, авторское в филармонии ему лично предложила художественный руководитель Наталья Уланова.

- Познакомившись с ним на «Голосе кочевников» в прошлом году я просто погрузилась в его рассказ о мире музыки. Он столько знает и умеет интересно об этом говорить, я была просто восхищена. И я предложила сделать ему авторский проект, - рассказывала Наталья Уланова в антракте концерта. - Мне нравится то, что здесь происходит, просто какая-то магия. Для кого-то непонятная может быть, но я считаю тут не нужно думать, тут нужно расслабиться и дать волю воображению, почувствовать звуки.

Кейдж, Фельдман, Вульф, Люсье, Лахенманн, Райх и другие неизвестные широкой улан-удэнской публике композиторы были представлены на проекте. Правда, зал был заполнен лишь наполовину, несмотря даже на демократичную стоимость билетов. Хотя посмотреть и послушать было что, тем более, для нашего города это событие, практически, инновационное. Все музыкальные произведения сопровождались видеорядом. К примеру, на сцене играла лирическая музыка, а на экране пальцы художника рисовали абстрактную картину, либо это были просто цветы на подоконнике или нотные партитуры, некоторые из которых были написаны текстом.

Перед каждой композицией Денис Хоров давал комментарий, объясняя неподготовленному слушателю, что его ждет. Исполняли произведения выпускники и студенты музыкального колледжа Екатерина Олёрская и Анастасия Дружинина, на сцену также выходил и сам Денис и маэстро оперного театра Владимир Ткаченко.

То, что происходило на сцене, поражало воображение, а у кого-то вызывало недоумение. Артисты исполняли музыку не только на рояле и скрипке, но и при помощи камней, чайника, хлопков в ладоши или просто перебирая по струнам и клавишам.

- Все это интересно, напоминает какие-то пластические импровизации, когда при тебе рисуют песком. Я не сталкивалась с таким, чтобы музыка была написана текстом, либо играли при помощи камней, довольно интересно, - поделилась впечатлениями студентка Яна Янгутова.  

В антракте видео музыкальных импровизаций транслировались с помощью проектора в холле филармонии, но на это обратили внимание единицы. Не все оценили решение подачи авангардного проекта.

- Музыка сама по себе хороша, конечно, но в этом нет никакой заслуги организатора. Долгие речи ведущего абсолютно бессмысленны в контексте концерта. Авангард он тоже должен нести какую-то мысль, а не просто показывать цикличное повторение одних из тех же образов, - считает зритель Баярто. – Нужно было поместить это в какое-то пространство, как фотографию в рамку. Может, автор решил, что он слишком авангарден для таких решений.

После более чем двухчасового концерта зрители в холле обменивались мнениями о произведениях. Особенно их взволновало сочинения Джона Кейджа «4’33». Это знаменитая пьеса для фортепиано, где на протяжении 4 минут 33 секунд звучит полнейшая тишина.

Фото Александра Гармаева

Новый проект Бурятской филармонии вызвал противоречивые отзывы улан-удэнцев