«Голос кочевников» –2012: революция продолжается

17.07.2012

 

 Международный фестиваль мировой музыки «Голос кочевников. Байкал/Бурятия» («Voice of Nomads. Baikal/Buryatia») смело можно назвать революционным проектом. О нём уже говорят, его ждут жители республики самых разных возрастов, профессий, национальностей, принадлежащие к разным социальным слоям, предпочитающие разную музыку. Сделать открытие на фестивале может любой. В том числе сами участники.

«Голос кочевников» –2012: революция продолжается

Территория расширяет аудиторию

В этом году IV-й фест в свой третий, завершающий, день вышел за пределы помещения  – со сцены Бурдрама после первых двух днеймузыка кочевников перекочевала в лес. «Голос» закрылся опен-эйром (англ. open-air, open – открытый, air – воздух. – Прим. авт.) на Верхней Берёзовке, на территории Этнографического музея народов Забайкалья – впервые под открытым небом.

Было непросто, согласны организаторы… Действо стартовало вместо заявленных шести в восемь вечера. Сначала задержал дождь – из-за него ставить звук и свет на открытой площадке специалисты начали позже. Следом, когда всё было готово, аппаратура не вынесла саундчека (англ. soundcheck – процесс настройки звукового оборудования и аппаратуры, проверка звука перед началом мероприятия. – Прим. авт.) бразильцев изBaianaSystem. Складывающиеся обстоятельства не давали равноправно отстроиться всем участникам. Немного обиделись местные – на то, что приоритет в этом важном для музыкантов вопросе организаторы отдали иностранцам. У них, мол, звук будет качественный, а нас СМИ раскритикуют, досадовали некоторые из наших музыкантов. С их слов только «Урагшаа» успели поработать на саундчеке.

По разным техническим причинам произошли сбои в программах андеграундного московского электронщика Евгения Вороновского. Не состоялся их совместный эксперимент с автором и исполнительницей Дашей Баскаковой из Бурятии, которая несколько лет и живёт, и работает во Франции. По её словам, открывая опен-эйрс Женей и местными музыкантами, они сыграли не то, что планировали. Во время репетиции перед фестивалем из машины Вороновского (рабочий инструмент музыканта, одно из его уникальных электронных устройств, запрограммированное им под него, на котором пишет и хранит созданную электронную музыку) исчез материал, над которым композитор трудился полгода. Из-за потери этих данных сорвались планы с Баскаковой. А выступление Вороновского в рамках его проекта Cisfinitum зрители не услышали из-за вышеописанной задержки концерта. Потому же на сцену не вышел ленинградский рокер Сергей Кагадеев. Он и Cisfinitum должны были завершить опен-эйр, но времени не хватило… Через несколько часов после начала логично запаздывало окончание, что беспокоило полицию, а та, в свою очередь,– организаторов. Окончилось всё благополучно, около часу ночи. Последними играли бразильцы из Baiana System, чуть сократив свою программу, как и предыдущие участники.

Это первая практика опен-эйра в рамках «Голоса кочевников», подчеркнула директор фестиваля Наталья Уланова, не без накладок в первый раз. Масштабное мероприятие международного уровня на открытом воздухе – в Бурятии формат пока ещё не самый привычный, но всё удалось, отмечает она: «То, что надо по атмосфере».

 

Музыка выше пояса

Атмосферу, музыку и друг и друга зрители/слушатели оценили, казалось. Люди выглядели довольными, счастливыми – ближе к полуночи сидящих почти не было видно – танцевали если не все, то многие. Кто-то общался, кто-то просто внимал происходящему на сцене… Да мало ли как можно проводить время под живой саунд (англ. sound – звук. – Прим. авт.) на свежем воздухе.

Публика в этот раз откровенно порадовала. Как-то качественно другим было её – наше – поведение, чем обычно… Я сказала вначале о том, что любой может сделать открытие на «Голосе». В этом году моим открытием стал местный зритель. Мы меняемся – становимся цивилизованнее, интереснее, восприимчивее. Уверена, что такие как «Голос кочевников» мероприятия способствуют переменам в нас. К лучшему. Уланова публику отметила тоже: «Очень понравилась. Напомнила атмосферу европейских фестивалей».

И у директора феста случились открытия… Оказывается, многие из жителей Бурятии не знают, что такое опен-эйр – не связывают слово с понятием. Выводы сделаны из многочисленных обращений со словами «а что такое…?» Ну… мы много чего не знаем – зато столько всего впереди интересного. Про музыкальные открытия этого года я спросила тоже. «Для меня равны все участники», – сказала Наташа. Но африканцы из Mokoomba поразили её экспрессией и тем, как выложились, два вечера подряд играя свою насыщенную, объёмную программу. В целом, директор фестиваля особенно отметила достоинство всех нынешних зарубежных участников – как спокойно, выдержанно и дружелюбно они вели себя в любой возникающей ситуации.

Среди опрошенных гостей и участников опен-эйракак наиболее полюбившихся большинство назвали ребят из Mokoomba. Их драматизм, накал высоко оценил режиссёр, художественный руководитель Русского драмтеатра Анатолий Баскаков. Их же энергетикой и тем, как работают на сцене, впечатлился ведущий и участник IV-го «Голоса» в составе франко-бурятского трио Uulzalga, этнический музыкант Виктор Жалсанов.«Очень жалею, что вживую не слышал Bombino», – сказал он о другой африканской команде – из Нигера, выступавшей в Бурдраме 11-го.

Bombino, кстати,стали открытием этого сезона для Даши Баскаковой: «История группы, история Нигера, глубина и проникновенность пения, виртуозность игры на гитаре лидера Омара, их спиритуальный грув… Чувствовалось, что это было то самое, настоящее! Как сказал один мой приятель, есть музыка ниже и выше пояса – их музыка заполнила меня всю». Относительно опен-эйра Даша отметила качественный даб бразильцев и, как многие, общую атмосферу вечера.

«Такую музыку я обычно не слушаю, но мне очень понравилось. И слушатели классные! Всё вместе – природа, артисты, благодарные зрители – создало атмосферу единения, братства, счастья, дав мощный положительный эффект», – поделился мнением о концерте под открытым небом общественный деятель Ардан Доржиев. «Хотелось бы несколько дней на природе – с утра до вечера, больше групп. Многие коллективы из разных городов согласились бы приехать за свой счёт – нужно делать сайт фестиваля и хороший PR», – уверен фотограф Иван Дубовенко. О том, что фесту нужны перемены в рекламной компании, сказал и Виктор Жалсанов. Есть те, кто не посетил «Голос» в этом году, потому что до них попросту не дошла реклама, информация, считает он.

 

Объединяя силы

«Голос кочевников» продолжает революционную деятельность в Бурятии. Именно эта площадка настойчиво, интересно, порой неожиданно соединяет национальные культурные составляющие по обе стороны сцены. На «Голосе» люди начинают неподдельно интересоваться друг другом – через музыку, звуки, инструменты, костюмы, обычаи, традиции, общение… Слушая, начинают слышать себя и других, выходя за рамки привычных междусобоев, узких кругов. Это очень живой фестиваль, подвижный, открытый, запоминающийся. Как его идейные вдохновители, кстати. У любого мероприятия есть лица – те, кто его делают. В случае «Голоса» это директор Наталья Уланова, продюсер Жанна Дымчикова, глава ведомства – учредителя фестиваля министр культуры республики Тимур Цыбиков.

Фестиваль получается – факт. Кроме почитателей, он уже волнует умы тех, кому кажется непонятным его движение. Но… у всего есть имя, оно рассказывает о своём носителе и защищает его. Кочевник кочует, не останавливается, он рождён, чтобы жить так. Чтобы творить и делиться, ему дан голос. Кочуя, кочевник обогащается, наращивает опыт, мудрость, потенциал, его голос крепнет.

Мероприятие остаётся в числе организованных не по принципу «публика – дура», и как раз публике это сильнее всего и заметно. Вот в чём несомненный плюс этого фестиваля – качество, рождённое в мыслях о тех, кто будет смотреть и слушать, наличие содержания. Говоря о закрытии в этом году, я отвлеклась от музыки, но воодушевление тому причиной – количество и опять же качество впечатлений, переживаний. Не только от четвёртого фестиваля, ещёот двух предыдущих (на первом, к сожалению, не была). Вышли впечатления за рамки только музыки… Как и сам фест желает выйти за них и стать существенной частью крупного арт-форума «Байкальская гавань» на берегу именитого озера – места силы, которое привлекает в Бурятию людей со всего мира.

 

КСЕНИЯ ЛУЧКИНА

 

18.07.2012 Автор: Ксения Лучкина "Вечерний Улан-Удэ"