Бурятия 7: Русская водка, смородиновое варенье и байкальский омуль удивили африканцев в Бурятии

17.10.2014

Музыканты «Mokoomba» и «Baianasystem» рассказали «Бурятии-7», что им больше всего запомнилось.

Морин-хуур соединил сердца музыкантов и зрителей

В первый день, группа «Намгар» исполнили несколько интересных и красочных по своей глубине номеров. Это были и протяжные народные бурятские песни, и зажигательные номера. Зрители очень тепло приняли мелодичный и тонкий голос певицы, владение разными стилями пения и глубиной исполнения азиатских песен.

После выступила группа «Anda» (Внутренняя Монголия). Музыканты в своем творчестве сочетают монгольское культурное наследие хоомей (горловое пение), протяжное пение и музыкальные эксперименты.

Прозвучали песни о дружбе, о родине. Музыканты рассказали, что в Монголии отношение к своей родине особое и пожелали всем ценить и беречь свою родину, относиться к ней бережно и нежно. Ритмичные песни чередовались с лиричными композициями о любви, о девушке, родной земле.

Сюрпризом первого дня фестиваля стало выступление солистки оперной труппы Бурятского государственного академического театра оперы и балета Ольги Жигмитовой.

Первый день завершился выступлением «Bombino» (Нигер). Омара «Бомбино» рос среди пастухов в большой бедности. Всемирная слава пришла к нему после того, как его пригласили легендарные «Rolling stones» для совместного выступления. На фестивале Омара со своими друзьями продемонстрировал талант пенника и виртуоза блюзовой гитары.

- Мы приехали из Африки, из Нигерии. Мы – кочующие люди и поэтому присутствовать на фестивале нам вдвойне приятно.

Концерт вел исполнитель традиционных монгольских эпосов Виктор Жалсанов.

После выступил генеральный директор Группы компаний «Метрополь» Баир Цыренов.

- В 2012 году стартует новый проект – Арт-форум «Байкальская гавань», который будет реализовываться на Байкале впервые. Это будет центр притяжения творческих сил, синтез разных видов искусств: музыки народов мира, кинематографа и современного искусства, - полагает Баир Цыренов.

Водка понравилась африканцам. Интервью с «Mokoomba»

Второй день открыла группа «Anda», которых зал принимал более оживленно. Да и сами артисты чувствовали себя на сцене увереннее. Прозвучали уже полюбившиеся композиции о любви и родине, а также зажигательная песня «Топот тысячи табунщиков». Зрители подпевали музыкантам всю песню, а когда они закончили свое выступление, зал провожал их, стоя. Наверное, это говорит о многом. Песни группы «Anda» наши отклик в сердцах жителей Бурятии, ведь их культура очень близка нашей: у нас общие идеалы жизни, общий дух, одинаковое отношение к родине, женщине, очагу. Поэтому второй день артистов встречали по-домашнему тепло.

Хедлайнером второго дня фестиваля стала группа «Mokoomba». Музыканты родом из области водопада Виктория, это люди народности Тонга. Они поют на тонгийском языке, который не понимает большинство жителей Зимбабве. Артисты приготовили для жителей Бурятии интересную программу, которая пришлась всем по душе. Корреспонденту «Бурятии-7» удалось пообщаться с ребятами из группы «Mokoomba».

- Ребята, что вы приготовили нашим зрителям, в чем основная идея вашего творчества?

- Сегодня мы собираемся представить Afro-fusion music – это микс разных культур Зимбабве, мы надеемся, что это направление придется по вкусу зрителям.

-Скажите, вы уже несколько дней у нас в гостях. Как вам наши люди?

-Вчера мы приехали с Байкала, к сожалению, у нас не было времени пообщаться с местными жителями, но мы были приятно удивлены тем, что когда мы ходили по городу, люди хотели сфотографироваться с нами, многие первый раз видели в своем городе людей из Африки, это было очень приятно. Сразу видно, что ваши люди более открытые, чем наши. Это читается по взглядам, по улыбкам.

-В чем, по-вашему, значимость фестивалей этнической музыки в целом? Какова их цель?

-Я рад, что люди стараются возродить свою национальную культуру. Мы рады, что люди хотят меняться в творческом плане, обогащаться новыми культурными веяниями. И самое важное то, что ни в коем случае нельзя забывать свой родной язык, это может привести к гибели нации, к ее исчезновению с карты мира. Ведь если нет языка – нет национальной культуры. Мы, представители народности Тонга, идем именно этим направлением – сохранение первичной родной культуры, ее уникальности и самобытности. Такие фестивали в первую очередь этому способствуют, - рассказывает вокалист Матиасу Музазе.

На мой вопрос о том, что же больше всего ребятам понравилось в Бурятии за время их пребывания здесь, музыканты, улыбаясь, единогласно ответили:

-Русская водка!

После беседы ребят ждала сцена, которую они в буквальном смысле «зажгли» своей бешеной энергетикой. Это было что-то. Музыканты подарили жителям нашего города динамичные песни, от которых хотелось забежать на сцену и «зажечь» вместе с парнями. Такой горячей южноафриканской атмосферы в Бурятии никогда не было. Прозвучали также более спокойные песни в стили R&B, которые тронули Бурятию своей лиричностью. Программа группы была насыщенна элементами шоу (театрализация номеров, африканские танцы).

За час ребята полностью покорили сердца бурятского зрителя. Жалели лишь о том, что не было танцевальной площадки.

Своим мнением о фестивале поделился Виктор Усович, композитор, художественный руководитель Бурятской государственной филармонии:

-Этническая музыка – это тот колодец, из которого можно черпать и черпать новое, оформляя его современными аранжировками, современным звучанием. Особенно, эти фестивали важны для композиторов. Помните, как сказал великий русский композитор Михаил Глинка: «Создает музыку народ, а мы, художники, только ее аранжируем». Поэтому, я стараюсь не пропускать ни одного явления, связанного с этникой. Подобные фестивали нужны и потому, что мы не знаем этническую музыку Африки, даже монгольскую этнику. Очень интересно то, что этническая музыка соединяется с электроникой. Это спорный момент, конечно. Электроника, по-моему, все-таки это «от лукавого». Этника же нуждается в очень тонком и бережном подходе. Не дай бог, что-то уйдет в другое русло – национальный дух очень нежен. Она сама по себе ценна, любые вторжения могут быть опасны. Так же хочется видеть больше своих, бурятских этнических групп и музыкантов, - рассказывает он.

Виктор Усович добавил, что благодаря фестивалю, собравшему в Бурятии совершенно разные пласты культур, мир сегодня, сейчас - един и это здорово.

Пятница, 13 - open-air. Электроника и французская романтика. Интервью с «Baianasystem»

Третий день фестиваля, проходивший на Open-AIR-сцене в Этнографическом музее, открыла группа «Cisfinitum». Они приготовили совместную программу с певицей и композитором Дашей Баскаковой. «Cisfinitum» - проект Евгения Вороновского – это сочетание ритмов digital hardcore в исполнение Вороновского и вокала Даши на русском и французском языках. Смесь разных стилей породило особую атмосферу песен.

Гостями фестиваля была этно-группа «Урагшаа». Проект «Урагша» объединяет этно-рок, поп-музыку и хореографию, «заточенные» под мюзикл. Это полноценное выступление, совмещающее вокал, живое инструментальное сопровождение и пластику — танец. Своих артистов Бурятия принимала на «ура», подпевая всем песням.

В числе других музыкальных коллективов, которые порадовали всех собравшихся жителей и гостей республики, таких как «Uulzalga» (Франция-Бурятия), «Галия» (Бурятия) и других коллективов была уже полюбившаяся группа «Mokoomba». Улан-Удэ принимал их как своих. Благо, можно было потанцевать на территории музея. Танцевали все: и стар, и млад. Казалось, что жаркое солнце Южной Африки осветило нашу республику. Песни группы были настолько мелодичными, что в толпе людей ощущались мотивы то ли бразильского карнавала, то ли ритмы латиноамериканского самбо. Видимо, микс разных стилей дает такие разные и вместе с тем живые «настроения».

Пока выступали ребята из Зимбабве, нам удалось поговорить с группой из Бразилии «Baianasystem».

-О чем вы ваши песни?

-Сегодня мы споем песни из нашего первого альбома, а также поэкспериментируем с разными музыкальными направлениями, например, этно-электроника. На нашу музыку оказало большое влияние карнавальная музыка, британские мотивы и барабаны. Мы занимаемся исследованием гитары Баийи (Bahia), на которой играют карнавалы в Сальвадоре, - рассказывает гитарист Робертино Баррето.

-Вы были раньше в России?

-Нет, никогда не были. Впервые здесь, в Бурятии. Нас очень хорошо принимают. У вас тепло, как дома!

- Ваши пожелания людям, чувствующим в себе талант композитора, певца?

-Если вы четко осознаете, что ваше творчество идет от сердца, уверены в этом, то нужно сделать все, что суметь донести свое «я» до слушателя.

-Как вам наша кухня?

-Мы ездили в Посольск, село на Байкале. Больше всего нам понравилась рыба – омуль. Она немного похожа на тунец, - смеются ребята, - но совсем другая, нежная, особенно хороша в сочетании с овощами. А еще очень вкусное у вас варенье из смородины. Мы не знали, что это за ягода. Думали, может, черника.

Так завершился четвертый международный фестиваль этномузыки «Голос кочевников», принявший на своей сцене исполнителей из КНР, Западной Европы, Африки, Бразилии и России. И произошло это именно в нашем городе, где на три дня мир был един и открыт для всех и каждого.

Издательский дом «Буряад Yнэн» выражает благодарность Екатерине КРИВОШЕЕВОЙ за услуги переводчика.

Фото Аяны БАРТАНОВОЙ