Бурятия 7: Фестиваль «Голос кочевников» представили на музыкальной выставке "Womex 2011" в Дании

17.10.2014

Арт-директор музыкального фестиваля «Голос кочевников.Байкал-Бурятия» Наталья Уланова приняла участие в крупнейшей выставке мировой музыки WOMEX 2011, которая в этом году проходила в Копенгагене с 26 по 30 октября.

- Наташа, что такое Womex?

 - Womex (сокращенно от WOrld Music EXpo), выставка мировой музыки. Она считается самой крупной и значительной выставкой, посвященной исключительно мировой, фольклорной, этнической и традиционной музыке. Womex включает в себя ярмарку, конференции, показ документальных фильмов, и конечно же, концертную программу, так называемый, showсase, попасть в который мечтают тысячи музыкантов, но из нескольких тысяч заявок к участию допускаются только десятки групп и исполнителей. На это событие ежегодно съезжаются наиболее значимые участники музыкальной индустрии в жанре мировой музыки. Это организаторы крупных фестивалей, известные звукозаписывающие и радиовещательные компании, и, конечно же, лучшие исполнители жанра. В этом году WOMEX собрал 2250 делегатов из 98 стран. - Кто организатор этой ярмарки? - Штаб-квартира WOMEX базируется в Берлине, именно там и состоялась первая ярмарка в 1994 году. С тех пор womex проходит ежегодно на разных площадках по всей Европе. Последние три года WOMEX проводили в Копенгагене, в следующем году выставка пройдет в Греции, а в 2013 году в Великобритании.

- Какова была цель твоей поездки?

- Для человека, который занимается world music побывать на womex, это все равно, что для кинематографиста участвовать на каннском фестивале. Это правда, очень круто! Отправляясь в Данию на womex, я хотела расширить свой кругозор, посмотреть, что происходит в области world music в мире, какие тенденции, какие люди занимаются этой музыкой, какие группы отбираются в «витрину», то есть в showcase. В отличие от других выставок, Womex доверяет составление концертной программы только профессиональному жюри, поэтому включение в число ее участников является большим достижением для музыкантов. Кроме того, моей задачей было представить наш музыкальный фестиваль «Голос кочевников», который проходит в Бурятии и наших музыкантов.

- Ну, и как удалось?

- Один продюсер, который ездит на womex уже лет восемь, сказал мне, что туда необходимо приехать как минимум два раза, чтобы тебя заметили, и сделали вывод, что ты человек не случайный в этой компании. Думаю, если учесть, что из полторы тысячи компаний и фестивалей из 98 стран мира на womex был только один фестиваль из России и это был «Голос кочевников», то, для первого раза я свою задачу выполнила. Я познакомилась с большим количеством интересных людей, которым рассказывала про «Голос» и про Бурятию. У музыкантов и агентов из разных стран загорались глаза, когда они узнавали, что я представляю фестиваль из восточной части России, из Бурятии. Ведь большая часть участников womex никогда не была в России, и уж тем более, на озере Байкал. Что меня поразило, так это абсолютное отсутствие на ярмарке стендов с музыкой монгольского мира, скажем так. Очень много Африки, Индии, Южной Америки и, конечно же, Европы. Был всего один стенд с музыкой Южной Кореи, а Россию в концертной программе представлял единственный коллектив из Якутии «Айархаан».

 - И как принимали «Айархаан»?

- Замечательно! Надо сказать, что Womex проходил в одном из самых дорогих концертных залов мира «Копенгаген Концерт Холл». В этом огромном здании было пять сцен, для самых разных музыкальных задач. И концерты шли одновременно на всех сценах с девяти вечера до четырех часов утра. В день играло по 16 групп! Девушки из «Айархан» выступали на главной сцене «Студио 1», которая вмещает 1800 зрителей. Это большой зал-амфитеатр с волшебной акустикой, где колонки висят под потолком как сталактиты и звук не давит на уши, а окружает тебя своей красотой и мощью. Говорят, что в этом зале главным образом звучит симфоническая музыка и органные концерты. И музыка «Айархаан» с глубокими обертонами хомуса прозвучала во всей красе. Публика была в восторге. Группу «Айархаан» в составе Альбины Дегтяревой, Нарияны Ренанто и Алисы Саввиновой в Копенгагине представили Фонд сохранения и развития музыкального наследия «Мир Хомуса».

- Кто понравился тебе?

- Понравились многие, если учесть что я посмотрела более 50 групп, но наиболее сильное впечатление произвел коллектив из Аргентины Orquesta Tipica Fernandez Fierro. Это 12 мужчин на сцене, которые выглядят как «дерзкие рокеры», но играют аргентинское танго. В оркестре четыре скрипки, контрабас, виолончель, рояль и четыре бандонеона (разновидность аккордиона), плюс манерный вокалист в спортивном костюме голубого цвета. Музыканты доводят экспрессию танго до абсурда и делают это не без иронии, что очень сильно воздействует на зрителей. Не зря же про них сняли фильм с названием «Танго или смерть», который стал победителем на многих фестивалях. Я глаз от них не могла оторвать, настолько они меня зацепили своей идеей и энергией. Как роскошно они бы смотрелись в зале нашего Оперного театра!

 - А вообще, какие тенденции сегодня в мире world music?

- Очень много кросс-культрных групп, к, примеру, девушка - из Швеции, парень - из Сенегала. Все перемешивается - музыкальные стили, национальности, языки. Есть, конечно, и чистые жанры, такие как португальское фадо, испанское фламенко. Много сочетаний электронной музыки и традиционных мотивов, а так же репа, джаза на основе народных мелодий. Бывают очень неожиданные миксы, в основе которых, как правило, лежит какая-то идея или харизма солиста.


 - Насколько велик рынок мировой музыки (world music)? Может ли она стать коммерческой?

- Очевидно, что в мировой музыкальной индустрии доминирует англо-саксонская культура. Львиная доля музыкальной продукции записывается и продается на английском языке. Связано это, прежде всего, с работой звукозаписывающей индустрии, в которой ключевую роль стали играть лейблы-мейджоры, крупные корпорации, взявшие в свои руки все действия по созданию и продвижению любых музыкальных продуктов с целью извлечения суперприбыли. Они долгое время формировали вкус массовой аудитории разных стран, модель современной мировой поп-культуры и отчасти контркультуры тоже. Этническая музыка (world music), где поют на национальных языках, не входила в поле интересов мейджоров. В последние годы ситуация стала меняться. Мейджорская система рушится, поскольку музыканты сами продают свою музыку через интернет. Да и вообще благодаря интернету слушатели сами выбирают, что им слушать, а что нет. В этой ситуации этника получила гораздо больше шансов найти свою аудиторию. И часто она оказывается достаточно широкой. Пример тому, французская певица ZAZ, которую еще пару лет назад никто не знал в мире, а теперь она нарасхват и в России ее пластинка входит в число самых модных альбомов. На womex я познакомилась с продюсером ZAZ, говорю ему: «Мы бы хотели пригласить ZAZ». Он, улыбаясь, ответил: «Все хотят!». Приятно пообщались.

 
- Каким теперь будет «Голос кочевников», кто приедет на фестиваль будущим летом?

- У нас, к сожалению, нет такого Концерт-холла, как в Копенгагине. Но тем не менее, хотим попробовать сделать фестиваль на разных площадках. Кто приедет? Пока не могу сказать. Сейчас предстоит большая работа по отбору участников, теперь ежедневно я получаю по 5-6 писем с предложениями и просьбами послушать музыку той или иной группы. Кроме того, из Дании я привезла целый чемодан дисков со всего мира. Кстати, очень скоро Министерство культуры Бурятии, учредитель фестиваля «Голос кочевников», запустит новый сайт, где будет возможность выкладывать видео. И тогда мы начнем знакомить наших посетителей с мировой музыкой, чтобы они могли слушать и делиться своим мнением.
 
- Какой вывод ты сделала после womex?

- Есть возможности для продвижения наших музыкантов на сцены мира. Например, я познакомилась с лидером немецкой группы DISSIDENTEN Уве Mульрих (Uve Muellrich). Эта группа играет и записывает любопытные проекты с музыкантами из разных стран, а потом выступает вместе с ними в Европе. Уве очень заинтересовался нашим фестивалем и возможностью сделать совместный проект в Бурятии, а потом вывести его заграницу. Кроме того, есть ряд фестивалей от Индии до Англии, где наши музыканты были бы востребованы. Но самое главное теперь, чтобы у наших музыкантов появился хотя бы один харизматичный лидер, который бы объединил их в группу. Пока кроме «Намгар» Бурятии, к сожалению, нечего предложить. При том, что потенциал огромный и музыканты хорошие есть. И еще я убедилась в том, что фестиваль «Голос кочевников» развивается в правильном направлении, создавая пространство для музыкальных экспериментов, творческого общения и самых смелых идей.
 

03.12.2011 Автор: Газета "Бурятия 7"