Байкал Медиа: Евгений Финкельштейн: "В Улан-Удэ слушатели по-настоящему чувствуют"

28.10.2013
 

Выдающийся российский гитарист, лауреат международных конкурсов, профессор, заведующий кафедрой классической гитары в Государственной академии в Москве Евгений Финкельштейн посетил Улан-Удэ с сольным концертом и рассказал "БМК" о творческом пути, умении стать настоящим виртуозом гитарной музыки и о впечатлении от улан-удэнских слушателей


"БМК": Когда и как вы поняли, что хотите стать именно музыкантом?

- В 11 лет мне захотелось играть в рок-группе. И для этого моя мама спросила у одного очень известного рок-гитариста Александра Ситковецкого (рок-группа «Автограф» - прим.) как этому научится. И он ответил, что лучше всего, если сначала научиться играть на классической гитаре. И уже к поступлению в музыкальное училище я начал сомневаться хочу ли я уже играть на электрогитаре в рок-группе. Поступив в училище, мне уже больше хотелось играть на концертах, но я по-прежнему очень люблю рок-музыку.

"БМК": Еще до поступления в училище у вас был учитель. Расскажите о нем.

- Мне с самого начала очень посчастливилось, что моя мама отвела меня к Александру Камиловичу Фраучу. Это выдающийся русский гитарист и педагог. И я так думаю, что если бы не общение с ним , не знаю как бы дальше все сложилось. Я помню, как я приходил к нему на занятия, в футболке «AC/DC», и он потихонечку меня увлекал погружением в образ классической музыки. Дальше мне посчастливилось учиться у его отца Камиля Артуровича Фрауча, который также был великим педагогом.

"БМК": Ваши родители тоже имеют отношение к музыке?

- Нет, в семье нет профессиональных музыкантов. Хотя мой дядя прекрасно играет на семиструнной гитаре и замечательно поет песни. Папа-математик, и когда мы с мамой приняли решение поступать в музыкальное училище, я помню, что для папы и дедушки это было очень странное решение. Они не были активно против, но пытались поговорить об этом с мамой. Я даже помню, как я уже участвовал во многих конкурсах, но никак не мог стать лауреатом и один из моих родных сказал: «Слушай, может быть нам надо менять специальность». Самое интересное, что когда я женился и у нас родился ребенок, я мог заниматься дома только в ванной. В тот момент я наоборот как-то начал лучше готовиться, и затем сразу выиграл два удачных конкурса. Это мобилизует, когда у вас есть весь день, а вы занимаетесь только два с половиной часа, больше времени у вас не будет, и поэтому садишься и занимаешься с удовольствием.

"БМК": Сейчас уже сложно представить, что у вас когда то не получалось стать лауреатом…

- Я считаю, что лауреатство не так важно, как многие об этом думают. Есть музыканты, которые не шли по пути конкурсов и они великолепно играют. Конкурсы - это такая азартная игра, которая очень стимулирует к занятиям. А многие делают из конкурса такую идею-фикс. Становятся лауреатом, делая на этом ставку всей жизни. И что? Такой человек не играет лучше, он не играет хуже, он играет так же как вчера, когда еще не был лауреатом. Он получил звание, он получил премию, может он съездил в тур, который был частью этой премии и все. А что дальше? И потом не каждая психика может конкурс перенести. Я был свидетелем, когда объявили результаты первого тура и один из моих лучших друзей, хороший музыкант, но психически сильно переживающий по натуре человек, чуть сознание не потерял. Поэтому я не уверен, что ему полезно такую мясорубку через себя пропускать. А кому-то очень полезно. Человек начинает заниматься как следует. Поэтому конкурс - это такая вещь не однозначная.

DSC_1146.JPG

"БМК": Вы же сейчас сами преподаватель. Расскажите, что нужно, что бы так же виртуозно играть на гитаре?

- Прежде всего, нужно желание, если его нет, то я не уверен в том, что педагог может помочь. Бывают, что родители-гитаристы видят сына великим гитаристом, а его никто не спрашивал. И вот он пришел в академию, но это будет безрезультатно. Потому что власть родителей постепенно спадет и будет совершенно не интересно. А будет интересно будет в том случае, если человек «голоден» и действительно очень хочет заниматься. У меня был ученик, который приходил хорошо подготовленный, хотел заниматься, хотя даже не знал, где он будет сегодня ночевать. И у него долго были проблемы с жильем, но он приходил. Может я не прав и тех, кто «спит», стоит как-то пробуждать, но мне кажется лучше больше позаниматься с тем, кто очень хочет.

"БМК": А с технической стороны, какие данные важны?

- Психофизические данные безусловно важны, но и большую роль играет сама школа игры. Данные могут быть разными, но когда они попадают в руки педагога, то это уже вопрос школы. Обращать внимание нужно не только на всякие скоростные моменты, но и на качество звука. Если ваш педагог не имеет представления, какой звук будет красивый, то не зависимо от того, как будут «скакать» ваши руки, хорошего звука не получится. Потом все должно быть нацелено на ясность образа. Произведение делится на эпизоды, и каждый эпизод - это как определенное настроение. Каждое музыкальное произведение - это какая-то жизнь. Знаете, во времена барокко 17-18 века у них были аффекты, которые указывали как играть: любовно, страстно, нежно, радостно, светло. И вот если человек этим не занимается, а занимается чисто гимнастикой, он на сцену выйдет и будет исполнять свою очередную гимнастику. Это надо петь…

"БМК": Петь?

- Да. Петь - это когда есть у вас некий фрагмент, который допустим должен звучать нежно, и вам перед тем как его играть, его надо спеть, но именно нежно. Пение дает чувства. Это очень важный момент. Сразу слышно исполнителя, который не поет, а который поет, он и на гитаре «поет», и на рояле, и на скрипке. Все хорошие педагоги заставляют своих учеников петь. Без этого не получится сыграть с чувством. Это такое непременное условие. Но петь необходимо именно в каком-то настроении, а не формально.

"БМК": По какому принципу вы выбираете произведения, которое будете играть в своей программе?

- По принципу любви. Я играю, то, что люблю. А как иначе? Иногда я выбираю совершенно разную музыку. Я играю произведения как времен барокко и 19 века, так и современную.

"БМК": Это ваш первый визит в Улан-Удэ?

- Второй. Первый был два года назад. Было очень хорошее впечатления и сейчас оно повторилось. Здесь очень хорошо публика слушает, а это не просто когда тихо, это когда люди подключаются к настроениям в музыке. Это очень чувствуется со стороны. Бывает очень разная публика. Она может быть очень воспитанная, очень тихая, но при этом очень холодная. А здесь слушатели по-настоящему чувствуют. 

 
CSC_1288.JPG 

"БМК": Где ещё вас публика слушает также хорошо?

- В Германии хорошо принимают. Обычно говорят, что немцы сухие, но я этого не заметил. Французы хорошо слушают. Бывает публика внимающая, душевная, подготовленная. А бывает публика хорошая, но ей надо немножечко объяснить как себя вести. Например, что не надо кашлять всем залом на протяжении всей пьесы, которая является на самом деле очень интимной и личной. Можно сделать замечание рассерженно, со сдержанной злобой, но вы тут же испортите весь концерт. А можно по-хорошему, с юмором. И люди начинают слушать внимательно, и это им самим начинает нравится.

"БМК": Сколько у вас гитар? И сколько вы возите с собой?

- У меня четыре гитары. Из них три концертные и одна, на которой я занимался ещё в училище. С собой, конечно, одну беру всегда. Иначе неудобно с этими перелетами. И даже дело не в этом. Когда играете, вы сживаетесь с инструментом. А два инструмента одну и ту же музыкальную программу даже физически по-разному будут исполнять.

"БМК": Гитара прежде всего ассоциируется с домашним инструментом. Помимо концертного зала вы, заслуженный классический музыкант, играете где-то дома или в небольшой компании?

- Вот сейчас, по дороге из Читы в Улан-Удэ, ко мне в купе зашли два товарища, хорошие ребята, но уже были навеселе. Увидели гитару, попросили сыграть, и я сыграл и спел. Очень хорошо посидели. А исполнил я то, что и здесь на концерте. Конечно, такое бывает, и в кругу родных тоже играю.

"БМК": Как преподаватель, вы можете оценить, насколько сейчас популярен этот инструмент, много ли человек идет к вам на кафедру гитары?

- Если брать гитару вообще, но на курсах она находится на первом месте по востребованности. Есть постоянная нехватка педагогов. Наш факультет также конкурс приличный – из каждых двадцати человек поступает четвертый-пятый. Все это ещё зависит от демографических волн - бывает очень много поступает, бывает относительно меньше. Сейчас уже стал проявляться такой меркантильный вопрос. Один из учеников однажды спросил «Когда я закончу вашу академию, сколько я буду получать ?». Он, наверное, больше хотел себя показать, чем музыкой заниматься. 
 

DSC_1168.JPG 

"БМК": В чем разница между классической и акустической гитарами?

- Формально классическая гитара относится к акустической, но в мире профессионалов это разные вещи. Чаще под акустической гитарой подразумевается исполнение неклассической музыки - блюза, джаза и т.д. Также на классической гитаре всегда будут нейлоновые или карбоновые струны. На акустической часто струны железные. Надо выбирать гитару в зависимости от того, что человек хочет играть.

"БМК": Какие у вас сейчас планы?

- На очереди выступления в Иркутске, Харькове, Кишиневе. Затем концерты в Москве, тур по Украине. И это только программа на ноябрь. В декабре – Орел, Ульяновск. А уже в январе у меня запланирован тур по Германии и один концерт в Италии.

"БМК": В Улан-Удэ ещё приедете?

- Да, думаю года через два теперь. Надеюсь, что получится ещё провести у вас и мастер-класс для желающих.