Кочевая культура: Музыкальный фестиваль в Улан-Удэ

27.08 2014

ЧЧто ямайские музыканты делали в Улан-Удэ, как рубят рок в Бурятии и о чем поют кенийцы, в специальном репортаже из соседней Бурятии.

 

По восточному календарю идет год лошади, которая покровительствует кочевникам, а им, как известно, на месте не сидится. Корреспонденты «Провинции» съездили в столицу республики Бурятия, где основательно ознакомились с культурой кочевников.
«Непрерывный рост энтропии», — так охарактеризовал происходящее на сцене и вокруг нее восторженный зритель ежегодного фестиваля «Голос кочевников».



ЭПИГРАФ НА СЦЕНЕ ДРАМТЕАТРА

Праздник этнической музыки начался, когда рабочая неделя республиканской столицы хоть и заканчивалась, но всё ещё сдерживала улан-удэнцев долговыми обязательствами перед работодателями.
Голос кочевников начал раздаваться в стенах Русского драматического театра имени Н.А. Бестужева, где первые два дня фестиваля всё внимание было приковано к музыкальному коллективу Петра Налича, монгольской группе Altai и кенийскому женскому трио сомалийского происхождения GarGar.
Несмотря на масштаб музыкального таланта и самобытность коллективов в авангарде «Голоса кочевников», на наш взгляд, их сложно назвать хэдлайнерами, ведь впереди были ещё целых два дня пикника в этнографическом музее Улан-Удэ, которые подарили гостям фестиваля не менее яркую кавалькаду выступлений не похожих друг на друга этнических и не только групп.

КУЛЬМИНАЦИЯ В ЭТНОГРАФИЧЕСКОМ МУЗЕЕ

Сам музей, по сути похожий на наши Тальцы, находится на окраине Улан-Удэ. На его территории находятся памятники деревянного зодчества, этнические жилища народов Забайкалья, роща, пронизанная пешеходными тропинками, небольшой зоопарк и просторное поле, на котором, собственно, и разместилась главная сцена фестиваля.
В тот уикенд «Голос кочевников» был не единственным мероприятием проводимым на территории этнографического музея: в глубине рощи проходил ещё один фестиваль — V фестиваль-смотр этнокультурных центров, на нем выступали народы Забайкалья и Восточной Сибири.
Здесь было не только музыкальное шоу. Этнографический музей предлагал еще и массу других впечатлений: катание на лошадях, мастер-классы по ремесленной и художественной ковке, прогулки по аллее сувенирных лавок и т.д.

Пока на главной сцене на фоне берёзок проводят саундчек темнокожие парни из Ямайки, на сцене фестиваля-смотра свои таланты демонстрируют эвенки, тувинцы, сойоты, якуты, ненцы, буряты и представители других народов. И когда в перерывах между выступлениями поляков или тех же ямайцев, прогуливаясь по парку натыкаешься на этнические танцы малых народов или слышишь песню в исполнении хора бурятских девочек в народных костюмах — получаешь мощный синергетический эффект, который подкрепляется беспрепятственным общением как с музыкальными коллективами, будь то зарубежные звёзды или якутские гости, так и с простыми зрителями фестиваля.
Важно отметить, что за всё время фестиваля на территории этнографического музея не было замечено ни одного человека за распитием алкоголя или курильщика, при том, что органы правопорядка если и осуществляли надзор, то самый аккуратный и незримый. Это к разговорам про уровень культуры рокеров и их поклонников.



ГЛАВНЫЕ ГОЛОСА ПИКНИКА

Открывала пикник иркутская группа Шоно, которая задала настроение всему пикнику своеобразным этническим блюз-роком кочевников, активно используя как привычные европейцу гитару, сакс и барабаны, так и народные, в том числе горловое пение. Подхватили кенийские сомалийки GarGar, уже знакомые зрителям по выступлениям в Русском драмтеатре.
Одарённые мощным, ни с чем не сравнимым вокалом, африканские женщины аккомпанировали себе одним лишь барабаном. Позже они всё-таки разделили зрительские симпатии с парнями из Владивостока и столицы, владеющими восьмиструнной электрогитарой, барабанами и перкуссией. Вслед за африканками на сцену вышли поляки Zywiolak с колёсной лирой, скрипкой и, как ни странно, горловым пением и заводным женским вокалом со стерео-эффектом — две славянские румяные девчонки звонко пели и озорно отплясывали босиком. Они то и дело пытались наладить вербальный контакт со зрителем на русском языке с забавным акцентом, за что были тепло приняты публикой.

Ямайцы Raging Fiah раздавали сочный реггей, заражая своей энергетикой и умением получать истинное наслаждение от этой жизнерадостной музыки. Блаженные улыбки не пропадали с их лиц на протяжении всего фестиваля, храни их Джа.
Одними из очевидных фаворитов стали французы Colt Silvers, которые собрали вокруг сцены самую плотную толпу, отчаянно танцующую, поднимающую пыль столбом, словно табун лошадей в монгольских степях. Эти парни хоть и играют далёкий от этнической музыки броский инди-рок с плотной электроникой и поп-битом 80-х, всё же подходят на статус кочевников. Они отправились в Улан-Удэ из тура по Европе, минуя дом. Чувствуется, группа поднаторела в концертных турах — ребята мастерски манипулировали аудиторией и заводили её сценическими приёмами типа лёгкого стэйдж-дайвинга (ныряния в толпу) и поливания водой со сцены.
На закате сцену заняли питерцы Zorge во главе с именитым Евгением Фёдоровым (основатель и фронтмен TequilaJazzz). Своей медитативной музыкой группа успокоила и почти убаюкала слушателей в ритме опускающегося за горизонт солнца.
До абсолютной экзальтации публику довела королева восточной андеграундной сцены, «китайская Blondie», Джим Моррисон в женском обличии — Nova Heart, которая приковала к себе взгляды и открыла всем рты сюрреализмом своего вуду-диско-психо-попа с театральными метафорами на сцене.

СЕРДЦЕ СТОЛИЦЫ БУРЯТИИ

По стечению обстоятельств фестиваль посетили участники экспедиции «Россия» во главе с топовым блогером еще не до конца мертвого ЖЖ Сергеем Долей. Его новый проект — это автопробег длиной более 20 000 км, маршрутом которого они «напишут» на карте страны слово «РОССИЯ». На «Голосе кочевников» члены экспедиции хотели запечатлеть «сердце» Улан-Удэ — такая акция проводится во всех крупных городах по пути экспедиции в поддержку поисково-сервисной платформы «Спутник».
Гости фестиваля собрались вокруг трафарета в форме сердца с логотипом поисковика и сфотографировались на камеру квадрокоптера, парящего в тот день в небе над «Голосом кочевников». Теперь сердце Улан-Удэ может побороться с другими объектами количеством лайков, собранных на сайте акции.


ТРУБАДУРЫ И ГАСТРОЛЕРЫ

Заключительный день фестиваля был посвящён отчаянным авантюристам, назвавшимся «МузЭнергоТуром». Музыкальные коллективы самых разных стилей, собранные со всего света, колесят по стране и дают концерты где захотят, делясь своей свободой, дорожной романтикой и очень непростой музыкой. Их выступления каждый раз озадачивали и эпатировали гостей «Голоса кочевников», однако оценивались по достоинству. Словом, между музыкантами и зрителями случилась настоящая любовь.

Дождь начался уже на первых аккордах «испанского заклинателя», продолжаясь почти до конца его выступления.

Особого внимания заслуживает конферансье Юрий Льноградский. Он выходил на сцену и упоительно рассказывал интересные истории из жизни тура и его участников. Юрий стал полноценным элементом программы, демонстрируя мастерство разговорного жанра и получив ничуть не меньше внимания, чем музыканты фестиваля-гастролёра, которые, преимущественно, вовсе обходились без слов и вокала как такового.
Помимо музыкальных сюрпризов путешественники демонстрировали и другие чудеса. Например, испанец Марк Эжеа с древним традиционным инструментом каталонского фольклора — колесной лирой (подобная уже встречалась днем ранее в руках поляка) — был представлен ведущим «МузЭнергоТура» по всем правилам. Но с одним уточнением.
Конферансье заявил, что каталонец исполнит песню, которая посвящена вызову дождя, и неизменно везде, куда бы только ни заворачивал автобус гастролеров, Марк заставляет дождь начаться. Учитывая, что все дни фестиваль проходил в жару под палящим солнцем, лишь изредка скрывавшимся за безмятежными облаками, изнывающая от пекла публика восприняла подобное заявление скептически, хотя и частично обнадежилась. Дождь начался уже на первых аккордах «испанского заклинателя», продолжаясь почти до конца его выступления.
Ведущий неоднократно отмечал тот факт, что прикосновение к автобусу, на котором путешествуют музыканты, лечит от бесплодия. Невольно задумаешься после перфоманса Марка Эжеа, прежде чем подвергнуть сомнению слова распорядителя тура — roadie, как называли его на профессиональном арго музыканты из 60-х, которые так же имели обычай разъезжать с концертами на автобусе. Во всяком случае будет как минимум два объяснения беспрецедентному росту рождаемости, который можно ожидать в местах появления «МузЭнергоТура» — волшебное действие от прикосновения к автобусу или же искушение музыкантами представительниц слабого пола.

«МузЭнергоТур» — это фестиваль-гастролер, впервые проведенный в 2013-м году в течение месяца на территории от Подмосковья до центра Азии. Первоначальной идеей было объединение двух независимых проектов — международного фестиваля честной музыки «МузЭнерго» (наукоград Дубна, Московская область) и международного фестиваля живой музыки и веры «Устуу-Хурээ» (Чадан, республика Тыва). Эти совершенно разные музыкальные форумы роднили только принципы: независимость от крупного артистического лобби, открытость новому, доступность для слушателей и отсутствие предвзятости в отношении аудитории.
Установить связь между ними было возможно только за счет собственно музыки, которая оказалась бы одинаково применима и к уникальному азиатскому фестивалю с его непредсказуемой публикой, и к фестивалю подмосковному, организованному по лучшим современным европейским принципам. Эта музыка по определению должна была оказаться достаточно разноплановой стилистически — то есть исполняться несколькими составами с разным мышлением.

В СУХОМ ОСТАТКЕ

Фестиваль получился невероятно насыщенным, и то, что мы попытались рассказать — лишь часть полученных впечатлений с многочисленными знакомствами, вкусами, запахами и ветром в волосах во время путешествия в Бурятию, по следам кочевников. Фестиваль получился по-столичному мощным, но вместе с тем провинциально камерным.
Не стоит забывать, что это результат пятилетней практики организации «Голоса кочевников», и не всегда он был на таком высоком уровне. За годы существования фестиваль пропустил через свою сцену многих музыкантов самых разных уровней мастерства, делился опытом, получал его и целенаправленно развивался, чтобы радовать своих гостей каждый год. Несомненно, в следующем году не стоит задумываться заслуживает ли «Голос кочевников» быть услышанным вами — ответ очевиден. Словом, Бурятия — это хорошо, но все же хотелось бы, чтобы подобная сцена развивалась и по нашу сторону Байкала.

Автор: Никита Полосков, http://the-province.ru/