«Голос кочевников 2018»: Коачелла в бурятской степи

31.07 2018

Фестиваль «Голос кочевников» прошел в этом году в десятый раз. С каждым годом он становится всё масштабнее и привлекательнее для музыкантов, художников и рестораторов. Люди едут сюда насладиться музыкой, хорошей едой, отдохнуть от повседневности, почувствовать свободу и атмосферу настоящего «взрослого» опен-эйра

В машине плейлист из участников прошедших фестивалей, в багажнике — палатка, дождевики и еда на два дня. Едем на фестиваль вдвоем с мужем, это уже седьмой наш общий «Голос кочевников».

Минут 50 в пути и мы сворачиваем на белую дорогу, ведущую к туристическому комплексу «Степной кочевник». Здесь мы проведем ближайшие пару ночей. На парковке уже расположились десятки машин, хотя первый день фестиваля только стартовал. Регулировщики показывают нам свободное место, и мы понемногу выгружаем свое будущее жилище.

Всю неделю синоптики пугали грозами и ливнями. Небольшой дождь и правда несколько раз появлялся за выходные. Всем не угодишь, но всё-таки приятнее неспешно прогуливаться по окрестностям, дрейфовать у сцены или устраивать пикник не под палящим солнцем: как было, к примеру, в прошлом году. Говорят, кто-то ехал в Ацагат на фестиваль специально, чтобы не оставаться в промокшем насквозь Улан-Удэ.

Отметившись на кассе и пройдя контроль у охраны, двигаемся к палаточному лагерю у большой сцены. Те, кто уже расположился на месте, осваивают пространство «Степного кочевника». Кто-то отправился сразу в столовую пробовать самые вкусные буузы в Бурятии. Кто-то гуляет вдоль торговых рядов: украшения и одежда, свистульки и пряники, милые безделушки и произведения искусства — чего только не привезли на «Голос кочевников» мастера из Улан-Удэ, Иркутска и других городов. Кто-то согревается ароматным кофе, наслаждается шашлыком или начинает накрывать на стол у своей палатки. А кто-то уже дежурит у сцены в ожидании начала фестиваля.

Пока доходим до лагеря, видим много знакомых лиц: еще будет время обняться и поговорить. Прохожие улыбаются: то ли предвкушение хорошо проведенных выходных, то ли ожидание музыкальных открытий, то ли впечатления от красоты вокруг , —но  по лицам читается, что люди приехали сюда отдыхать и этот отдых им нравится.

С небольшим опозданием по техническим причинам первый день «Голоса кочевников» открывает группа The Venopian Solitude из Малайзии. Ласковые звуки инструмента, больше похожего на детский металлофон, за одну песню могли смениться на ритмичный хип-хоповый речитатив от солистки команды. Их бодрый сет поддержали этно-рокеры из Тунки «Сагаан Турлааг», немного успокоили публику горловые песни тувинского трио «Алаш».

Одновременно с основной сценой работала и малая музыкальная сцена — новый этап для «Голоса кочевников». Здесь играли музыканты из Улан-Удэ, и публики в этом месте было немало. В первый день выступили звезды местной рок-сцены «Амальгама», веселые панки «Tory Lane», романтики «Sunberry Band» с фанком и босановой, клуб гитарной песни «Оранжевый кот» и открытие дня — хип-хоп-исполнитель ИГРО.

Переходы от танцевальных сетов к медитативным и обратно, возможно, показались неуютными тем, кто приезжал на фестиваль набегами. Те же, кто провел все два дня на «Голосе кочевников», прочувствовали особый ритм опен-эйра: когда ты не слушаешь безотрывно всё подряд, стоя весь день у сцены, а выбираешь из лайнапа только то, что тебе интересно, а в остальное время отправляешься ко второй сцене, гуляешь, ешь, спишь.

Уже стемнело, а на большой сцене становилось всё жарче: легкий фанк Макса Fилини сменили гранжевые гитары и томные песни группы из Южной Кореи «3rd line butterfly». За ними — группа «Дари», наполовину состоящая из актеров Театра драмы имени Бестужева. Близилась полночь, а к большой сцене потянулись люди со всего пространства фестиваля: началось выступление группы «The Colors» из Монголии с бодрым брит-роком и очаровательным длинноволосым солистом. Завершился первый музыкальный день электронным сетом с восточными мотивами от диджея KHVGVNI.

Танцпол до самого последнего звука не пустел. Но и после того, как официальная программа закончилась, Ацагат продолжал петь: теперь уже в палаточном лагере. Песни под гитару звучали до рассвета, и репертуар был весьма разнообразен: от традиционных рок-хитов «ДДТ» и «Кино» до Валентина Стрыкало и 4 Non Blondes.

Наше утро началось в 9. И мы оказались не самыми ранними: в палаточном лагере готовили завтраки, в столовой угощали вкусной кашей, на сценах музыканты готовились к саундчеку. Кто-то занимался утренней йогой на траве, а кто-то забрался на гору, чтобы помедитировать или просто полюбоваться захватывающим видом со смотровой площадки.

Освежившись прохладным душем (пожалуй, в такую пасмурную погоду нужно было выбрать баню), мы отправились прогуляться по окрестностям. Заглянули на выставку «Мир в лицах»  фотографа Александра Химушина, побродили по горам, добрались до Ацагатского дацана и Дома-музея Агвана Доржиева.

В «Степной кочевник» к этому времени стали подходить первые автобусы с новыми гостями, парковка всё больше заполнялась автомобилями, а на территории начали работать развлекательные площадки. В бурятской юрте учили играть в шагай-наадан, в семейской горнице заплетали березку, в гостях у казаков учили махать шашкой, а на украинской площадке вспоминали любимые народные песни. Везде можно было послушать истории о сохранившихся традициях и попробовать национальные блюда. Хватало и активного отдыха: стрельба из лука, катание на лошадях, волейбол и дворовые игры, — здесь было чем заняться и взрослым, и детям.

Между тем, стартовала музыкальная программа на обеих сценах: во второй день она была более продолжительной, но не менее разнообразной. Знаменитые бурятские песни исполнила группа «Урагшаа»  и задала танцевальный тон всему фестивальному дню. После многолюдного ёхора на сцене появился проект Kilijek с народными хакасскими хитами.

Танцы продолжились под иркутских музыкантов «Happy Juzz». Их песня «Я хочу солнца» хоть и согрела слушателей, но дождь всё-таки не отменила.  Люди у сцены переоделись в дождевики и резиновые сапоги и пошли слушать переплетения тувинских песен с современной музыкой от группы «Khoomei Beat», ненадолго вернулись в эстраду 90-х с монгольской группой «Niciton» и погрузились в умиротворение под мелодичные звуки трех десятков морин-хууров.

На малой сцене в это время выступали Алексей Туробов, известный не только как телеведущий, но и как талантливый музыкант, дуэт «Partyfon» с необычными каверами знакомых песен, нежный бард marie_____marie, романтики «10km», короли бурятского регги «Хама Угы» и звезды первого дня «Голоса кочевников» — группа «Дари» и ИГРО.

Дождь закончился, гостей фестиваля становилось всё больше: на большой сцене группа «Hanggai». Эту рок-группу из Китая поклонники ждали, пожалуй, все десять фестивальных лет. И горячие «Hanggai» не подкачали: к завершению их сета толпа у сцены пела, как будто давно знала песни группы наизусть.

После технического перерыва началось долгожданное выступление Вячеслава Бутусова. Музыкант сыграл все легендарные песни «Наутилуса Помпилиуса», переписанные с новым составом к 35-летию группы.

После концерта Бутусова многие поторопились к выходу, но те, кто выдержал весь музыкальный марафон, не пожалели: на сладкое осталась российская группа «Ocean Jet». Слушатели подтянулись ближе к сцене, чтобы прыгать и подпевать команде. Кто-то услышал в их музыке отсылки к «Depeche Mode», а кто-то назвал «Ocean Jet» неофициальными хэдлайнерами «Голоса кочевников». Закрыли второй день, и в целом десятый фестиваль, диджеи из Бурятии «Shaman & Shartner».

 

В 6 утра мы уже на ногах. Палаточный лагерь заметно опустел: многие уехали ночью, не дожидаясь рассвета. Техники уже разбирают сцены, волонтеры и работники «Степного кочевника» приводят в порядок территорию после бурной ночи. Болят ноги после безумных танцев, пропал голос после песен у сцены. Как всегда, немного тоскливо, что всё так быстро закончилось. Еще многое нужно прочувствовать и вспомнить, но мы уже начинаем считать дни до следующего «Голоса кочевников».

 

Автор Елена Калашникова.

Фото - Алексей Сватов.