Денис Хоров: «Авангард – это всё и ничего»

29.01 2014

Денис Хоров – душа, идея и лицо авангардного медиа-проекта «Nothingisreal». Выпускник улан-удэнской детской школы искусств № 3, студент Московской государственной консерватории, молодой композитор и участник множества экспериментальных музыкальных проектов. Говорит о Новой музыке. Говорит интересно, вдумчиво и … по-новому.

О задумке «Nothingisreal»

Идея проекта возникла после нашего знакомства с художественным руководителем Бурятской филармонии Натальей Улановой. Впервые мы встретились в 2013 году на «Голосе кочевников». В результате наших бесед мы выявили некую общую для нас и интересную для обоих платформу. Мне, как композитору, выросшему здесь и понимающему специфику культурной ситуации в Бурятии, хочется, чтобы у нас в республике звучала музыка, которую тут не играют вообще. В этом наши мнения пересеклись. Наталья позиционирует филармонию как разностороннюю структуру, которая давала бы слушателям разную музыку: и филармоническую, и более популярную, и музыку на грани экспериментов, на грани пределов слушательского опыта.

Об авангарде и Новой музыке

У художников есть одно из пониманий слова «авангард». Это тот момент, когда художники (в широком и узком понимании) обратили внимание на свою технику, на свой язык. Не секрет, что импрессионисты первыми это сделали. Вообще авангард это нечто обширное. А здесь в России это слово обозначает всё и ничего. Проект «Nothingisreal» я бы назвал термином Новая музыка, поскольку он возникал в истории искусства не один раз, начиная со Средневековья. Можно ещё отнести его к современной музыке, но это уже к вопросу об актуальности. Вообще все эти термины достаточно шаткие и очень близки друг к другу.

Об эмоциях

Надеюсь, что на концерт люди придут с желанием больше узнавать, а выйдут с чувством удовлетворения. Обычно слушатель получает удовлетворение от музыки, с которой имеет сопричастность, если на слуху мотив, на слуху гармония. Как только он почувствует эту сопричастность, ощутит катарсис, очищение, он останется доволен и не будет задумываться о том, сколько он заплатил за билет. Мне бы хотелось, чтобы всё это произошло. Впрочем, уверен, что это случится, потому что сама программа достаточно обширна: там и минималисты, и европейский авангард, и такое направление как «новая тишина», которое сейчас очень популярно. Его открыла группа композиторов «Вандельвайзер» в 90-е годы, а представителем его является наш соотечественник Антон Васильев, который также будет представлен на концерте. В проекте очень широкий спектр произведений, так что отклик найдётся.

О том, как привлечь слушателей в филармонию

Ещё Ницше говорил, что для новой музыки нужны новые уши. Молодую публику проще привлечь, поскольку она больше адаптирована к пространству социальных сетей. За молодым поколением будущее, независимо от того, хотят люди этого или нет. Как привлекать людей в филармонию? Это сложный вопрос, который находится на грани нескольких критериев. К примеру, нужно, чтобы было узнаваемо в рамках лексики целевой аудитории, начиная с афиши, с графического оформления, заканчивая самим форматом концертов – как его проводят, что говорят. Во-вторых, это должно иметь какую-то культурную ценность. Если соберутся дети, тинейджеры, хипстеры, послушают что-то, что-то поиграют и разойдутся, в этом, конечно, мало ценного. Наверное, филармонии нужно найти баланс, золотую середину между этим всем.

Автор: Елена Емельянова