«Белый острог» снова на сцене Бурятии!

10.04 2014

Скрипач Артём Якушенко и гитарист Юрий Матвеев, называющий свой дуэт «Белым острогом», или «Two siberians», сумели своей музыкой открыть совершенно новое направление, и в мире им едва ли найдутся конкуренты. 17 апреля они снова поделятся с улан-удэнцами своими энергией и драйвом.

Официальной датой создания коллектива считается 1991 год, но вместе выступать музыканты с берегов Байкала начали уже в 1986 году. Тогда они стали лауреатами джазового фестиваля в Новосибирске, а спустя пять лет  дуэт получил название «Белый острог». И тут понеслось…

Звучание инструментальных пьес "Белого острога" оказалось настолько самобытным, что к группе сразу проявили интерес зарубежные продюсеры, и музыкантам пришлось обзавестись вторым, более понятным западной публике названием: Two Siberians. В музыке дуэта соединяются драйв рок-н-ролла, гармония и мелодичность фольклора, почти джазовые импровизации и серьезная академическая база. Всё это помножено на виртуозность и техническое мастерство музыкантов. Долгое время восторженные музыкальные критики не могли найти определения их уникальному стилю.В конце концов наиболее удачным был признан англоязычный термин world contemporary instrumental music — «современная мировая инструментальная музыка»

Их сравнивают с Джанго Рейнхардтом и Джими Хендриксом, Джоном Уильямсом, группами Clash и Sex Pistols. Список партнёров «Белого острога» по совместным проектам поражает воображение. Здесь и лидер армянского фольклора Дживан Гаспарян, и осыпанный многочисленными Grammy джазовый саксофонист Майкл Брекер, и первая леди российского фолка Инна Желанная. Изобретательность, страсть, свежая кровь, которые «Белый острог» привнёс в современную музыку, оказались столь востребованы, что дуэт легко продавал и продаёт свои диски десятками тысяч экземпляров без всяких лейблов и рекламы — только на концертах и фестивалях.

За двадцать с небольшим лет своего существования два неутомимых сибиряка проявили себя не только как блестящий, концертирующий по всему миру ансамбль, но и как не менее успешный композиторский тандем, создавший музыку к множеству театральных постановок, в числе которых балет. Известны и саундтреки для документальных и художественных фильмов, таких как «Next 2», «Next 3», «КГБ в смокинге», «Граф Монте Негро». Спектакль «Русальская сказка» получил Гран-при на Международном фестивале театров кукол в городе Бекешчаба (Венгрия). Балет «Любовь моя — цвет зелёный» по пьесе Федерико Гарсии Лорки «Дом Бернарды Альбы» номинировался на Российскую театральную премию «Золотая Маска». Спектакль «Зимняя сказка получил 1-ю премию на Международном фестивале театров кукол в городе Торунь (Польша) и «Золотую маску».

Дуэту присуща какая-то магнетическая сила, в чём публика Бурятии уже убедилась, когда «Белый острог» представил своё феерическое шоу на IV Байкальском рождественском фестивале. Тогда  они полностью завладели вниманием слушателя, погрузив в неистовый водоворот звука, благодаря невероятной, почти мистической энергетике. И в этом году, 17 апреля, команда готова вновь совершить этот сеанс музыкального гипноза на сцене Бурятской филармонии.

 

 

Чтобы ожидание не было для поклонников «Белого острога» слишком долгим и томительным, предлагаем прочитать интервью с гитаристом группы Юрием Матвеевым онлайн-газете «МузОн».

- Юра, расскажи, пожалуйста, как образовался дуэт «Белый острог».

- Когда мы с Артёмом учились в Иркутском училище искусств на эстрадном отделении, меня пригласили на джазовый фестиваль в Новосибирске. Я предложил Артему сделать дуэтную программу с гитарой и скрипкой, мне показалось, что это будет интересно. Наше выступление прошло успешно, мы стали победителями в номинациях «Лучший гитарист» и «Лучший скрипач». Потом работали в Иркутском молодежном театре в рок-группе «Театр пилигримов». В конце концов, через какое-то время остались вдвоем, это было двадцать лет назад – тогда и образовался дуэт «Белый острог». С тех пор мы выступали только дуэтом.

- Думается, что читателю будет интересно происхождение названия вашего дуэта в связи с неоднозначной трактовкой слова «острог»…

- Ну, это обычно москвичам интересно, поскольку они считают острог тюрьмой, хотя, например, в Краснодарском крае все казаки знают, что острог это укрепление. В Сибири тоже в курсе - все города начинались с острога, с крепости. А еще существует красивая легенда, повествующая о том, что души всех хороших людей уживутся в белом остроге.

- Да, действительно красивая легенда. То, как вы попали в США, наверное, тоже похоже на красивую легенду – расскажи об этом?

- Однажды, проездом из Парижа в Иркутск мы познакомились с менеджером Майкла Брейкера и Андреаса Волленвайдера - Деррилом Питтом, известным музыкальным менеджером. У нас завязался диалог, позже переписка, в которой мы написали, что хотим приехать в Нью-Йорк, потому что рассчитываем получить «Грэмми», а в Иркутске «Грэмми» не дают (смеется).

- Какие у вас остались наиболее яркие впечатления от США?

- Самые яркие музыкальные впечатления связаны с тем, что мы увидели «живьем» практически всех «звезд», которых только мечтали увидеть. Первый год мы часто ходили на концерты, смотрели, впитывали в себя все происходящее. Это было удивительно, потому что в Сибири даже и мысли не было, что когда-нибудь можно будет сидеть за одним столом с Чиком Корея, встретить на улице Джона Макклафлина, разговаривать с Джоном Скофилдом, играть на одном фестивале с гениальным Дэйвом Брубеком, ставшим легендой еще до нашего рождения. Там все это оказалось реальным. Когда нам Майкл Брейкер подарил ноты, созданные братьями Брейкерами (The Brecker Brothers) для обучения, мы взяли несколько комплектов и привезли в наше Иркутское училище искусств для ребят, для своих друзей.

- Все эти легендарные музыканты, наверное, оказали на ваше творчество огромное влияние?

- Безусловно. В Иркутске казалось, что нереально так играть, а здесь мы увидели, что это живые, такие же люди, и захотелось играть так же. Они своим примером вдохновили нас.

- Юра, ты пишешь, как сам, так и с «Белым острогом», музыку к различным кинофильмам, театральным постановкам, для цирка. Что для тебя эта работа и чем она привлекательна?

- Когда ты сам для себя пишешь музыку, как правило, ограничиваешься своим жизненным опытом. Но для того, чтобы сделать то, что тебе говорит режиссер, нужно войти в образ, а это уже другой жизненный опыт. Это дает возможность пережить еще какие-то новые ощущения, что для меня очень интересно.

- Многие критики тщетно пытаются найти в музыке «Белого острога» какие-то конкретные стилевые границы. Как бы ты сам охарактеризовал ваше творчество?

- Это, наверное, самый сложный вопрос, хотя одновременно он и простой. Обычно, задавая этот вопрос, пытаются найти какую-то нишу для нашей музыки. Если логически рассуждать, наша музыка инструментальная, так как песен мы не поем, музыка авторская и, конечно, современная. Причем инструменты у нас тоже современные – электро, с миди-системой. Получается современная инструментальная музыка для гитары и скрипки. А играем мы с одинаковым успехом и на рок-фестивалях, и на фолк-фестивалях, фестивалях всемирной музыки, джазовых фестасах, даже иногда выступаем на тусовках с поп-музыкантами.

- Получается музыка с широкими границами… А как складывался неповторимый творческий почерк дуэта?

- Он складывался из наших почерков – Артема и моего. Нам всегда интереснее было самим сыграть, нежели «снимать» кого-то, может так и образовался свой стиль.

- Кто из великих музыкантов оказал влияние на твое музыкальное мышление?

- Повлияла куча музыки! Первое, что припоминается, это время, когда я учился еще в первом классе и бегал в кино на Николая Сличенко, потому что там звучало много гитарной музыки, мне это очень нравилось. Потом попался диск Андреса Сеговии, я слушал его постоянно, просто «запилил» его, позже таким же образом «запилил» диск Луи Армстронга. А дальше было столько впечатлений, что можно уже по ним отдельную книгу издавать!

- Какие, на твой взгляд, самые значительные события происходили в жизни «Белого острога»?

- Это основные вехи - создание «Белого острога», потом работа в театре, работа в США, распад и воссоздание.

 

Нина Якименко, газета «МузОн».